Заключение
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и
повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приёмов активизации познавательной деятельности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
Список использованных источников
1. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка: вопросы психологии / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика,1996. - 32 с.
2. Луговкина, С. В. Игровые технологии на уроках биологии / С. В. Луговкина // Биология в школе. - 2008. - № 2. - С. 39 - 42.
3. Муртазин, Г. М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: кн. для учителя / Г. М. Муртазин. - Москва: Просвещение, 1989. - 192 с.
4. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http: // www.5 Ra. ru /62/. - Дата доступа: 19.10.2011.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
6. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко // В 2 т. - Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.
7. Семёнова Е. В. Игра как форма обучения / Е. В. Семёнова // Біялогія: праблемы выкладання. - 1997. - № 9. С.64 - 81.
Приложение 1
"Экологический эрудицион".
Цель игры: привитие любви, сочувствия, сопереживания всему живому, формирование осознанного понятия того, что природа - единый живой организм, нуждающийся в теплоте детских рук, чистоте детских сердец. Формирование экологической культуры. Знакомство учащихся с путями разумного использования природных ресурсов.
Интеллектуальная игра предполагает подготовительный этап, который занимает 5--7 дней. Формируются команды, готовятся ведущие, музыкальные номера. Игра проходит в три этапа. После каждого предусмотрена музыкальная пауза. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Игру начинают ведущие.
Ведущий 1.
Стали люди сильными, как Боги,
И судьба Земли у них в руках!
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Ведущий 2. "Человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не даётся. Этому надо учиться". Эти слова сказаны Николаем Ивановичем Лобачевским 150 лет назад. В то время мысль замечательного учёного не поняли. Не поняв, забыли. Лишь теперь, когда в руках человечества оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно: не надо подчинять себе природу, надо дружить с ней, нужно действовать не вопреки, а согласно законам природы, надо учиться бережному обращению с ней.
Ведущий 1. Отношение к охране окружающей среды и к утилизации отходов становиться одним из основных показателей уровня развития страны. Сегодняшнее население Земли - это общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого жителя планеты в год затрачивается 20 тонн сырья, и большая его часть - 97% - идёт в отходы. Ежегодно в мире на свалки отправляются миллиарды тонн отходов, а перерабатывается лишь незначительная их часть. Во многих странах уже практически нет мест пригодных для оборудования свалок. Свалки (полигоны) уродуют землю и сопровождаются огромными, чудовищными тратами. Затраты на избавление от отходов в масштабах мира - это многие миллиарды долларов.
Ведущий 2.
Что может сделать каждый из нас, чтобы сократить количество бытовых отходов:
-ходить в магазин с хозяйственной сумкой, а не с одноразовым пакетом;
- выбирать товары без рекламной, дополнительной упаковки;
- покупать только качественные вещи, так как они служат дольше;
- просить упаковывать покупку в тару, которая может быть переработана;
-покупать товар в расфасовке большего объёма (вместо четырёх полулитровых пластиковых бутылок брать одну двухлитровую);
- экономить бумагу писать с двух её сторон;
- сдавать отходы в пункт вторсырья, а не выбрасывать их в мусор.
Ведущий 1. Сегодня, ребята, вы покажете свои знания в области экологии и охраны окружающей среды. Чтобы не стало "меньше окружающей природы", а наоборот, красоты и прелести мира радовали глаз, приносили нам радость бытия.
Ведущий 2. А теперь послушайте правила игры. Наш эрудицион состоит из трёх этапов:
-Викторина-"Подумай"…
-Игра: "Об отходах устами младенца."
-Игра: "Взломщик."
В состав каждой команды входит шесть человек. Вам будут задоваться разные вопросы. На обсуждение даётся 30 секунд. За правильный ответ в первой игре -- 1 бал, в последующих двух играх - 2 балла. Жюри объявляет итоги конкурса. Итак, игра начинается.
Слышу я Природы голос,
Порывающейся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть.
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами:
Но чтоб стали мы живыми
Мыслящими существами.
И твердит природы голос:
"В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части". Л. Мартынов
Викторина - "Подумай"...
1. Чем вредны частички сажи, выбрасываемые предприятием? (Попадают в лёгкие, загрязняют их и, самое страшное, концентрируют на себе канцерогенные вещества, вызывающие раковые заболевания. Сажа может находиться в воздухе до двух суток.)
2.Почему тёплую и грязную воду нельзя сливать в водоём? ( Горячая вода содержит меньше кислорода; в ней идёт быстрое развитие цианобактерий, которые выделяют губительные вещества; количество кислорода уменьшается из-за дыхания цианобактерий; жабры рыб забиваются цианобактериями).
3.При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительнее с экологической точки зрения? ( Озонирование. Хлор - ядовитое вещество. Образуются диоксины).
4.Методы ликвидации нефтяной катастрофы? ( Активированный уголь, нефтеокисляющие бактерии).
5.Говорят, в своём доме и стены помогают. Из каких материалов вы предпочли бы построить стены домов в новом городе: из дерева, красного или силикатного кирпича, бетона или строительных блоков? Почему? (Предпочтительны дерево, бетон, красный кирпич, так как другие материалы содержат большее количество радиоактивного радона)
6.Издавна наличие ковров в помещении считалось признаком богатства. А чем опасны ковры? (Собирают пыль, ворс измельчается и попадает в воздух комнат, что может быть причиной аллергии).
7.У вас есть диван. Его купили пятнадцать лет назад. Вы говорите, нужен новый диван, родители утверждают, что и этот хорош, можно купить что-то другое! Кто прав? (В диванах есть слой поролона. Со временем он разрушается, образуется множество ядовитых веществ. Через 10 лет он будет выделять в десять раз больше ядовитых веществ, чем в первый год).
8.Стекло и керамика? Какую и почему вы купите вазу? ( Из керамики. Она пористая, пропускает воздух).
9.Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того, будете ли вы её кипятить).
10.В современных домах обязательно на кухне есть вытяжка или воздухоочиститель. Что предпочтительнее с экологической точки зрения? (Воздухоочиститель, потому что фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вещества, образующиеся при сгорании газа и приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют её).
11.Чем опасны свалки бытового мусора в районе жилых домов? (Отходы пищи привлекают ворон, голубей-разнощиков инфекций, бродячих собак, кошек. Гниющие отходы - среда развития болезнетворных бактерий. Проволока, обрезки досок и труб - причины травм, образующиеся ядовитые вещества загрязняют почву, воздух, водоём).
12.Проведите "утилизацию" различных предметов быта известными вам способами (холодильник, диван, телевизор, сервант, резиновая обувь)? (Сжигание - диван, сервант (дерево); захоронение - телевизор, холодильник из пластмассы, резиновая обувь; вторичное сырьё - стекло в серванте, металлы в телевизоре).
13.Продолжите фразу из "Травника" Жерара: "Что может быть чудеснее, нежели созерцать землю…" (Украшенную - цветами).
14.Это слово из двух частей. Первая - голос коровьей души, вторая - то, что "стремятся вывести селекционеры, но без буквы "т". Соединив эти части, получишь то, от чего мы не можем избавиться? (Му-сорт, Мусор).
15.Кого пришлось завести в Австралию после завоза туда коров, овец и лошадей?(Жуков-навозников). 16.В1557 г. отец Шекспира женился и переехал в город Стаффорд, где на него наложили штраф в 12 пенсов. Как вы думаете, за что был наложен штраф? (За мусор у дома).
17. Закончите изречение китайского мыслителя Гуан Цзы: "Рассчитываешь на год - сажай рис, рассчитываешь на 10 лет - сажай деревья, рассчитываешь на 100 лет"... (Просвещай людей).
18.Продолжите слова Махатмы Ганди: "Мир диких животных сокращается в джунглях, но растёт"..,. (В городах; люди превращаются в животных).
19.Штат в США, где дороги постоянно поливают, чтобы тундра "не запылилась"?(Аляска).
20.Опасность при потреблении овощей, которую не знали наши деды? (Нитраты). 21.Двадцать снарядов по человеческому организму? (Пачка сигарет).
22.Что получилось, когда жители одного из островов к дыму прибавили туман? (Смог). 23.Евклида спросили, что бы он выбрал - одно целое яблоко или две половинки, равные одному яблоку? Что он выбрал? (две половинки, иначе как узнать, червивое ли яблоко).
24.Что является причиной уменьшения количества воробьев в Скандинавии? (Увеличения количества автомобилей).
25.По подсчётам учёных Швеции, если это взять у одной из групп людей, проживающих в их стране, то можно заасфальтировать 800 метров шоссе. Что "это"? (Дёготь из лёгких курильщиков страны, накопленный за один год).
26.Кто за год "выбрасывает" в атмосферу 720 тонн синильной кислоты. 384 тонны аммиака, 600 тысяч тонн дёгтя, более 550 тысяч тонн угарного газа и других вредных веществ? (Курильщики Земли).
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Игра: "Об отходах устами младенца".
Игра проводится по аналогии с передачей "Устами младенца". Кто быстрее отгадает, о каких отходах идёт речь? За правильный ответ-2балла.
1.В небольших количествах он полезен, но когда его много - это настоящее бедствие. Если он попадает в реку, то погибнут рыбы. Его используют как удобрение. Его производит обыкновенная корова? (Навоз).
2.Она бывает разного цвета. Предметы, изготовленные из неё, мало весят. Выбрасывать её нельзя, так как в природе она не разлагается. При её горении образуется много чёрного дыма с неприятным запахом. Из неё сделано много игрушек (Пластмасса).
3.Это бывает везде - в городе, в деревне, вдоль дорог. Оно получается, когда становится старым или ломается. Из этого можно сделать что-нибудь новое. Это можно сдать и получить деньги. Оно бывает чёрным и цветным (Металлолом).
4.Из неё получается много мусора. У нас, её получают из дерева. Она хорошо горит. Её можно сдать за деньги. На ней пишут или рисуют (Бумага).
5.В природе оно не разлагается. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Когда падает, оно разбивается. Его делают из песка (Стекло).
6.Они бывают очень разные, большие и маленькие. С ними все вокруг очень красиво. Они нужны нам для дыхания, так как делают воздух чище. Их нельзя сжигать, это вредно для воздуха. Осенью они другого цвета - жёлтого или красного (Листья).
7.От этого на улицах очень много мусора. Это очень вредно для всех людей. Это запрещено рекламировать на телевидении. Это получают из растения. О нём Минздрав предупреждает (Сигареты - окурки).
8.От этого на улицах, на автобусных остановках грязно и некрасиво. Это получается из растения. Этим занимаются на улицах некультурные люди. Это мелкое и чёрное. Его едят, а кожуру выплёвывают (Семена подсолнечника).
Игра "Взломщик."
Для этой игры потребуется "сейф", роль которого выполняют:
обыкновенные ящик или коробка. В "сейфе" прячут некоторые предметы. "Сейф" надо "взломать" (вскрыть), но для этого надлежит разгадать его код или шифр. Ведущий зачитывает код или прилепляет к ящику этикетку с написанным кодом. Игрок, "взломавший сейф" (разгадавший код), получает 2-балла. Ведущий по мере разгадывания достаёт угаданные предметы из "сейфа".
Примеры кодов (шифров).
1.Это "изобретение для ленивых" Томаса Салливана сначала утопало в шелках, потом переоделось в чистый хлопок, а потом в бумагу. Его содержимое получило своё название в Китае (Одноразовый пакетик чая).
2.На вид - гладкие, а под микроскопом - как решето, в них 7500 отверстий - пор. В старину их свежесть проверяли так: подносили к пламени свечи. Свежие - вспотеют, плохие - никогда (Яйцо).
3.Из этого в средневековой Европе делали окна в рыцарских замках. Изобрели это в Китае (Бумага).
- Введение
- Глава 1. Принципы активизации познавательной деятельности
- 1.1 Принцип активности. Структура активности
- 1.2 Познавательная активность
- Глава 2. Приёмы активности познавательной деятельности
- 2.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала
- 2.2 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний
- 2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала
- 2.4 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изучаемого материала
- 2.5 Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке
- 2.6 Игровые технологии на уроках биологии
- Заключение