Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? Каким должно быть наше биологическое образование?
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
Мы не должны забывать о целесообразности применения ИКТ для достижения следующих педагогических целей:
1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
3. Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:
повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
реализация идей открытого образования на основе использования сетевых технологий.
Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся давно (более 40 лет). Система образования всегда была очень отзывчива к внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения.
В тоже время эти программные средства никогда не обеспечивали потребности педагога.
В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Использование ИКТ дает преподавателю: возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.
Использование ИКТ предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Внедрение ИКТ в учебный процесс, в силу очевидных причин, сегодня представляется достаточно длительным этапом, который, вероятнее всего, будет проходить по пути наращивания методического материала этой технологии каждым учителем в рамках своего предмета.
Если попытаться представить себе идеальное место учителя химии, биологии, то оно должно состоять из двух обязательных частей:
• технические средства обучения, включенные в информационную сеть не только школы, но и мировую;
• программные средства, которые позволяют каждому учителю в удобной форме производить отбор и компоновку необходимых для своего урока материалов из доступной базы учебных методических материалов.
Главная проблема в использовании ИКТ состоит в недостаточной ИКТ - компетентности учителя.
Под ИКТ - компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.
Педагогам, готовым качественно обучать учащихся основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии необходимо:
• знать дидактические возможности компьютера;
• владеть методами использования компьютера в организации обучения;
• уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;
• уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;
• использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.
Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя проходит в два этапа:
• приобретение базового уровня, т. е. знаний, умений и опыта в использовании средств ИКТ общего назначения;
• освоение предметно-ориентированного уровня: формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета.
В настоящее время важнейшей задачей государства и общества в целом является обеспечение всеобщей доступности качественного общего образования.
Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.
Личностно-ориентированное начальное обучение должно быть направлено, прежде всего, на решение важнейшей задачи современной школы – формирование творческого отношения к учебной деятельности.
Развитие активности, самостоятельности, инициативного, творческого отношения к делу – это требование самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.
Уже давно отгремели споры о целесообразности введения компьютера в систему обучения и воспитания, и компьютер из «смертельного врага» превратился в друга и помощника современного ученика и учителя. Главное – грамотное использование уникальных возможностей, предоставляемых нам информационно-коммуникационными технологиями. Для многих педагогов – очевидно, что современный мультимедийный компьютер – эффективное средство для организации учебно-воспитательной работы.
Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:
– получение информации
– практическое применение информации
– проверка полученных знаний и умений.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”.
XXI век – век высоких компьютерных технологий.
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. И если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
Модели ИКТ:
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
Компьютерное тестирование;
Использование электронных сборников-тренажёров;
Работа с электронными энциклопедиями;