2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала
Основными приёмами развития познавательной деятельности, на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. На уроках в IX классах мы используем следующие вопросы:
* В фантастическом романе "Человек-амфибия" юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?
* Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения
учебного материала мы установили, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.
2) Исследовательский приём.
На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
* Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?
3) Эвристический приём.
Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
* Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью, каких веществ будут перевариваться его составные части?
* Назовите основные отличительные черты кольчатых червей по сравнению с другими типами червей? Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу?
4) Приём научного спора.
На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
* Будьте судьей в споре:
1-й ученик: "Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных".
2-й ученик: "Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается". 19 видов этих животных занесены в "Красную книгу".
3-й ученик: "Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление их в пищу многими животными и человеком".
4-й ученик: "Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём". Кто прав в споре?
Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности [4].
Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.
- Введение
- Глава 1. Принципы активизации познавательной деятельности
- 1.1 Принцип активности. Структура активности
- 1.2 Познавательная активность
- Глава 2. Приёмы активности познавательной деятельности
- 2.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала
- 2.2 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний
- 2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала
- 2.4 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изучаемого материала
- 2.5 Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке
- 2.6 Игровые технологии на уроках биологии
- Заключение
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- §2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 66. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии.
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся