1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики [21].
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности) [27].
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:
1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной
2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности
3. Формирование положительной мотивации к обучению
4. Использование современных педагогических технологий
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
принцип самостоятельной активности учащихся;
принцип осознанности познания;
принцип целенаправленной и систематической работы над общим
развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников [4].
Один из вариантов развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся – использование дидактических игр.
Учебная игра выполняет несколько функций:
- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;
- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;
- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса [7].
К учебной игре предъявляются психологические требования:
Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.
Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них [17]
Приведем некоторые примеры познавательных игр и игровых приемов, которые часто применяются в практике обучения биологии:
а) «Свиток» ‒ класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру.
б) «Третий лишний» ‒ на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1 ‒ дрофа, 2 ‒ сипуха, 3 ‒ стрепет (лишнее 2 ‒ отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы)
в) «Продолжи ряд» ‒ дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
г) «Цепочка» ‒ хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков. Такой же игровой прием целесообразно применять при изучении систем органов животных и человека.
д) «Фоторобот» ‒ группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения или физиологии [13].
е) «Познавательные игры – путешествия»
ж) Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока:
– «Вырази мысль другими словами» – предложить несколько вариантов выражения мысли, изложенной в какой-нибудь фразе, другими словами, смысл фразы искажать нельзя (например: большая часть жгутиконосцев – одноклеточные существа. Вариант ребенка: большинство родственников эвглены – простейшие организмы.)
– «Дуэль» – класс делится на пары дуэлянтов, которые садятся друг напротив друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли оценивается по точности и полноте ответа. Побежденный дуэлянт переходит в команду победителя [15].
Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд.
– «Ключевые слова» – каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.
– «Верю – не верю» – предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).
– «Да-нетка» – по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.
– «Кроссвординки» – предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой) Кроссворды могут быть приготовлены школьниками как домашнее задание [24].
Таким образом, для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития познавательного интереса на уроках биологии целесообразно использовать различные дидактические игры и игровые приемы.
- 74 Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования дидактических игр в процессе обучения биологии
- 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования игровых методов и приемов в процессе обучения в условиях современной школы
- 1.2 Классификация дидактических игр и игровых приемов
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Использование дидактических игр в преподавании биологии в 8 классе
- 2.1. Характеристика базы, участников и методики педагогического эксперимента
- Структура образовательного учреждения.
- Список 8 «в» Класса
- 2.2. Влияние дидактических игр и приемов на успеваемость обучающихся по биологии
- Результаты самостоятельной работы по теме «Внутренняя среда организма» (констатирующий этап)
- Качественная и абсолютная успеваемость по итогам самостоятельной работы по теме «Внутренняя среда организма» (констатирующий этап)
- Фрагмент рабочей программы по биологии, 8 класс
- Результаты самостоятельной работы по теме «Дыхание» (итоговый этап)
- Качественная и абсолютная успеваемость по итогам самостоятельной работы по теме «Дыхание» (итоговый этап)
- 2.3 Влияние дидактических игр и приемов на развитие познавательного интереса на уроках биологии
- Результаты анкетирования по методике «Ранжирование учебных предметов по степени интереса к ним» (констатирующий этап)
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Список литературы
- Конспект урока по биологии для 8 «в» класса
- Ход урока:
- 1. Организационный момент.
- 3. Изучение нового материала.
- 4. Закрепление и обобщение изученного
- Кроссворд по теме «Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания»
- 5. Заключительный этап.
- 6. Домашнее Задание
- §28 По учебнику д. В. Колесов, р. Д. Маш, “Источники загрязнения атмосферного воздуха”.
- Конспект урока по биологии для 8 «в» класса
- 1.Орг. Момент
- 2. Проверка знаний
- 3. Изучение нового материала
- 1. Этапы дыхания
- 2. Строение органов дыхания
- 4. Закрепление и обобщение изученного
- Сравнение лёгочного и тканевого дыхания
- Кроссворд по теме «Транспортные системы организма»
- Кроссворд по теме «Транспортные системы организма»
- Ребусы к уроку по теме «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения».