2.2 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний
Приёмами, способствующими развитию познавательной деятельности на этапе восприятия знаний и активизирующими учащихся, являются:
1) Приём новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы не сводить своё изложение к простому пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.
Приведём примеры таких заданий: на Земле есть удивительные живые организмы - лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках, заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, как вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил, они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса и почему с лишайниками связана первичная сукцессия?
Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощённости от только что услышанного. Сведения о количестве посещённых пчёлами цветов вызывает не только удивление, но и восхищение.
2) Приём семантизаци, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
* Мать и мачеха. Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.
* Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Как вы думаете, почему животное получило такое название?
Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.
3) Приём значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?
Данный приём заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приёма значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников. Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся [4].
Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создаётся своеобразная психологическая "ситуация ожидания" (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.
- Введение
- Глава 1. Принципы активизации познавательной деятельности
- 1.1 Принцип активности. Структура активности
- 1.2 Познавательная активность
- Глава 2. Приёмы активности познавательной деятельности
- 2.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала
- 2.2 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний
- 2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала
- 2.4 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изучаемого материала
- 2.5 Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке
- 2.6 Игровые технологии на уроках биологии
- Заключение
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- §2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 66. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии.
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся