1.1 Принцип активности. Структура активности
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, " способность к самостоятельной силе реагирования" (Ф.Энгельс).
Активность присутствует во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире [6].
Активность (от лат. activus - деятельный) - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания, которое определяет степень (интенсивность, прочность) " соприкосновения " обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- осознание выполняемых действий;
- устойчивость внимания к предмету активности;
- стремление повысить свой личный уровень.
Различают два уровня активности. Первый, низший уровень активности обеспечивает достаточно продуктивную исполнительскую, воспроизводящую деятельность человека, совершаемую в системе, где он является преимущественно управляемым объектом. Это - активность объекта, или объективная активность, имеющая адаптивный, исполнительский характер. Она обеспечивает процесс социальной адаптации. На втором, высшем уровне, активность является первопричиной, источником деятельности ребёнка, имеющей творческий, преобразующий характер. Это - активность, идущая от воли субъекта, или субъектная активность. Через субъектную активность проявляются такие важнейшие качества личности как индивидуальность личности, трудоспособность, творчество, инициативность, лидерство, конкурентоспособность [6]. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.), систему Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой [5].
Активные методы обучения - методы и формы организации обучения, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относились проблемные, поисковые методы, деловые игры, групповые дискуссии и другие, связанные с активностью обучаемых.
В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний на три группы: словесные, наглядные и практические. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующими потенциями, реализация которых зависит от творчества учителя, например от его умения создать на уроке проблемную ситуацию. Современная педагогика внутри каждой традиционной группы методов выделяет по степени познавательной активности учащихся две подгруппы (два варианта) методов: проблемно-поисковые и репродуктивные (объяснительно-иллюстративные) [3].
- Введение
- Глава 1. Принципы активизации познавательной деятельности
- 1.1 Принцип активности. Структура активности
- 1.2 Познавательная активность
- Глава 2. Приёмы активности познавательной деятельности
- 2.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала
- 2.2 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе восприятия знаний
- 2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала
- 2.4 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе закрепления изучаемого материала
- 2.5 Использование биологических задач для активизации познавательной деятельности на уроке
- 2.6 Игровые технологии на уроках биологии
- Заключение
- 25. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке
- 2. 14. Активизация познавательной деятельности учащихся
- §2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
- 45. Способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
- 66. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.
- 1.3. Дидактические игры на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- 1.2. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
- Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии.
- 9. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
- 69.Активизация познавательной деятельности учащихся