logo search
Проблемы адаптации детей к школе

2.3 Психологическая адаптация

Все показатели психологической адаптации тесно переплетаются друг с другом.

Наблюдения М.М. Безруких и С.П. Ефимова (1991) за первоклассниками позволили выделить три степени адаптации (легкую, среднюю, тяжёлую):

56% детей легко адаптируются, приспосабливаются к требованиям школы за 5-6 недель. Они относительно быстро входят в коллектив и приобретают новых друзей, осваиваются в школе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны и спокойны, добросовестно и без напряжения выполняют требования учителя. У них отмечаются небольшие сложности в правил поведения, т.к. им еще трудно выполнять все требования учителя. К концу октября трудности сглаживаются, ребенок становится учеником.

30% детей имеют адаптацию средней степени. Им требуется больше времени для адаптации. Учебная активность кратковременная. Дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми (играют на уроках, выясняют отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами). Как правило, испытывают трудности в усвоении учебной программы. Адаптация к требованиям школы происходит лишь к концу 1 полугодия.

14% детей сталкиваются со значительными трудностями - они не справляются со школьными нагрузками, проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Постоянные неудачи в учебе и отсутствие контакта с учителем часто делают их «отверженными», что рождает реакцию активного протеста (задираются, кричат, плохо ведут себя) или пассивного протеста (требования учителя выполняет формально, пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм, преобладает подавленное настроение, страхи). Всё это говорит о непосильности учебных нагрузок и режима обучения. Как правило, такая степень адаптации приводит к нервным срывам и нарушению психического здоровья, которые к концу учебного года могут только усугубиться. [18,101.]

Дети из второй и третьей группы испытывают трудности адаптации в течение всего первого года обучения, а у некоторых - формируется устойчивая дезадаптация на время всего обучения в школе.

Основная доля в описании характеристик дезадаптированного школьника у М.М. Безруких относится к предметной стороне учебной деятельности (усвоение школьного материала и выполнение обязанностей) и делается упор на время наступления или не наступления адаптации. Аналогично деление показателей психологической адаптации существует и у А.Л.Венгер (Приложение 2).

Проявления ШД проявляются не только в затруднениях в учебе, нарушениях поведения, конфликтах в школе, она обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, а именно, недостаточной сформированностью отдельных систем психики, Т.е. степенью зрелости отдельных структур головного мозга. Это не означает, что ребенок обладает более низким интеллектом; причина кроется в индивидуальных особенностях развития головного мозга. Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы (частые головные боли, недостаточность внимания, несобранность, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание) известные как минимальные мозговые дисфункции, в основе которых лежат физиологические нарушения. Однако следует отметить, что эти проявления не говорят о наличии отклонений от нормы в психическом развитии. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, т.е. тогда когда ребенок начинает учиться. Происходит разбалансировка психических процессов, негативно отражающаяся на процессе обучения. Причиной таких отклонений могут быть различные травмы, генетическая предрасположенность, осложнения беременности, нарушения в процессе родов, влияние экологической ситуации. [19,142-146.]

В свою очередь, Н.В. Морозова (1994) выделяет 5 групп детей с различными уровнями ШД, характеристика которых содержит критерии, успеваемость (неуспеваемость), наличие и степень выраженности нарушений социального характера и медико-биологические проявления данного явления.

1 уровень - норма. Дети не испытывают признаков дезадаптации: не испытывают трудностей в обучении и хорошо справляются с учебной нагрузкой (уровень интеллекта соответствует норме); нет проблем в сфере межличностных отношений с учителем и детьми; не жалуются на ухудшение состояния здоровья; не проявляют асоциальных форм поведения. У них высокая мотивация обучения и познавательная активность. Они сохраняют психическое, физическое и социальное благополучие,

2 уровень - группа риска. У детей этой группы на первый план выходят эмоциональные проблемы, тревожность, беспокойство и др. Обычно они неплохо справляются с учебной нагрузкой (нет видимых нарушений и особых отклонений от нормы). Психологический показатель принадлежности к данной группе - нарушения в сфере общения (например, заниженный, неустойчивый или неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне мотивации) и учащение количества заболеваний. Благополучие этой группы детей зависит от эмоционально-психологического климата в классе.

3 уровень - неустойчивая ШД. Эмоциональные проблемы детей этой группы приводят к появлению невротических реакций и существенным изменениям психосоциального здоровья. Они не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, у них возникают серьезные проблемы в межличностных отношениях. Такие дети часто болеют, и поддержание хорошего уровня в учебе дается им ценой собственного здоровья.

4 уровень - устойчивая ШД. Характерным признаком является появление асоциального поведения (грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия, конфликтность). Для детей характерны также неадекватные формы групповой работы, низкая культура взаимодействия.