logo search
Проблемы адаптации детей к школе

1.3 Диагностика психологической готовности

Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться, прежде всего, в интересах профилактики нежелательного психического развития ребёнка. [14, 242.]

Для решения проблемы готовности ребёнка к школе немаловажное значение имеет цель, с которой проводится диагностическая работа. Это может быть определение целесообразности поступления в школу в этом году. Для успешного обучения важным моментом является психологический возраст, в котором ребенок приходит в школу. Одни дети оказываются зрелыми в 6,5 лет, а другие почти в восемь. Кризис 7 лет может обостриться, если готовый к школьному обучению ребенок, со сформированной внутренней позицией школьника, в силу ряда причин, не попадает в школу. Так же проводить диагностику можно для того, чтобы определить, на что следует обратить внимание родителям, чтобы в дальнейшем их ребёнок успешно обучался. В некоторых случаях целью диагностики может быть желание отобраться в более «сильный» класс, с альтернативной программой обучения.

Не смотря на разнообразие целей, всё же основным, ради чего проводится диагностическая работа, является определение индивидуального уровня развития различных психических функций для того, чтобы создать наилучшие условия для развития в учебно-воспитательном процессе.

Раньше родители, воспитатели, учителя четко представляли себе, какой уровень подготовленности нужен будущему первокласснику. За последние годы ситуация в образовании изменилась. Произошёл отказ от единого стандарта школьного обучения и переход к вариативным программам. Тем самым нарушилась преемственность дошкольного и школьного этапов развития.

Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, нет общих критериев готовности к школе. Тем не менее, такая проверка становится ещё более важной, чем при единообразной школьной системе, т.к. готовность к одному варианту обучение вовсе не означает готовность к другому. Но, несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными параметры, по которым можно оценить степень готовности ребёнка к школе. Меняются лишь нормы, требуемый уровень развития определённых психологических качеств, но не сами качества. К ним относятся:

1. развитие наглядно-образного мышления, которое служит основой для последующего развития логического мышления и овладения учебным материалом;

2. развитие произвольности и организация действия, умения ориентироваться на систему условий задачи и не отвлекаться на побочные факторы;

3. умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу, способность слушать и точно выполнять эти указания.

Для выявления уровня сформированности этих психологических особенностей чаще всего используется система из трех простых в проведении методик: «Рисунок человека», «образец и правило», «Графический диктант» (Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера). [15, 128.]

Существуют и другие методики для выявления сформированности психологической готовности:

С помощью методик А.Л.Венгера и В.В.Холмовского, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант) может быть изучена интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению.

Проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцам, развитие мелкой моторики рук, координации зрения и движения руки) помогут тест школьной зрелости Керна (рисование по памяти мужской фигуры, срисовывание письменных букв и группы точек, Т.е. работа по образцу), ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасика и В.Тихой. Аналогична этим заданиям методика Н.И. Гуткиной "Домик" (срисовывать картинку, изображающую домик, составленный из элементов прописных букв).

Методика А.Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия (запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию ребёнок сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести, где рисунок становится средством, помогающим запомнить слова).

Используя результаты психодиагностического исследования, следует помнить, что ни один отдельно взятый метод или методика не позволяют полностью оценить все стороны развития ребенка. Окончательный вывод должен быть итогом анализа данных, полученных в результате комплексного изучения психического явления.

Одной из самых полных и интересных методик по определению психологической готовности детей к школьному обучению является «Диагностическая программа» Н.И. Гуткиной, позволяющая определить уровень развития аффективно - потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер. (Приложение 1).

Всесторонняя диагностика ребёнка проводится лишь в тех случаях, когда перед психологом стоит задача разработать вместе с учителем и родителями разработка индивидуальной программы развития для него.

Во всех остальных случаях такая диагностика оказывает избыточной и большинстве случаев функциональные отклонения проходят как бы сами собой. Наиболее полезной формой работы психолога здесь может быть выступление на родительском собрании о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе. [12,69-71.]