logo search
Проблемы адаптации детей к школе

1.2 Компоненты психологической готовности

Проблема готовности ребёнка к школе была сформулирована несколько десятилетий назад и занимает одно из важных мест в прикладной психологии. Как определить готов ли ребенок к тому, что школа принципиально изменит его образ жизни. Ведь жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей и заниматься придётся не только тогда, когда хочется и интересно. К тому же в школе надо ежедневно общаться с детьми, а общение может быть конфликтным, и учитель уделяет внимание не только ему одному.

Но у разных исследователей различное понимание показателей «готовности к школе». Одни на первое место, вслед за Л.С.Выготским, ставят уровень интеллектуального развития ребенка. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению - значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. [8.]

Другие - умение подчинять свои действия правилу и требованиям взрослых (Д.Б.Эльконин выделял три момента: произвольность действий, в том числе действовать по правилу, инструкции; уровень владения знаково-символическими средствами; умения учитывать позицию другого).

Третьи - степень развития сферы общения (Е.Е.Кравцова выделяет три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе). [9.]

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е.Журова, В.И.Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М.Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А.Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А.Домашенко, В.А.Гелло, И.В.Имедадзе, М.И.Лисина и др.). [10, 14-15.]

Следовательно, школьная готовность - это многогранное, комплексное образование, охватывающее все сферы жизни первоклассника. И ребёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым и в социальном и в физиологическом отношении, он должен достигнуть определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. У истоков такого подхода стоит Л.И.Божович, которая указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, к социальной позиции школьника. [2, 34.] Аналогичные взгляды развивали А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. [10,14-15.]

Так же современными психологами и педагогами изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности (Н.И.Гуткина, А.К.Маркова, Л.М.Цеханская); рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе" (т.е. соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения). Изучаются вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования.

Готовность к обучению в школе включает в себя два основных уровня: физический и психологический.

Физический компонент подразумевает общее физическое развитие детей 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями: вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции и прочие показатели; а так же состояние моторики (особенно мелких движений пальцев и рук), зрения, слуха. Структура нервной системы ребенка, её тип: степень ее силы, подвижности и возбудимости и т.д. Общее состояние здоровья.

Психологическая готовность к обучению в школе это один из важнейших итогов психического развития дошкольника и включает в себя:

* развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;

интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов);

развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);

* саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);

* сформированность "внутренней позиции школьника", что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей.

* волевой компонент, отвечающий за произвольность, саморегуляцию и сформированность "внутренней позиции школьника"

* важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

Можно выделить отдельные стороны психологической готовности к школе: интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Личностная и социально-психологическая готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения ученика. Такая позиция обязывает его занять иное положение в обществе, с новыми для него правилами, иными словами у него должна быть сформирована мотивационная сфера (широкие социальные и учебно-познавательные мотивы). Многие авторы уделяют особое внимание проблеме развития произвольности. Но в какой степени она должна быть развита - вопрос, весьма слабо проработанный. В качестве нижнего уровня актуального развития произвольности могут быть рассмотрены параметры выделенные Д.Б.Эльконином:

1) умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемого в устной форме;

4) умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Так же личностная и социально-психологическая готовность ребёнка выражается:

* отношением к школе - выполнять правила школьного режима и учебные задания в школе и дома, иметь положительное отношение к школе, понять и принять важность школьного обучения;

* отношением к учебной деятельности и учителю - правильно воспринимать ситуации урока, профессиональную роль учителя, истинный смысл его действий;

* отношением к сверстникам - должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками (уступать или не уступать в различных ситуациях), т.е. должен уметь быть членом детского коллектива и совместно действовать с другими детьми;

* отношением к родным и близким - имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика;

* отношением к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам - иметь адекватную самооценку.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

* определённый кругозор, запас конкретных знаний об окружающем мире, сформированный в системе;

* образное и основы словесно-логического мышления - умение находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы;

* рациональный подход к действительности (ослабление роли воображения), но недостаточный уровень развития воображения затрудняет мыслительную деятельность (исследования В.В.Степановой доказали, что дети имеющие низкий уровень воображения испытывают трудности в освоении умений и навыков каллиграфии) [11.];

* умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности;

* интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий, ориентированность познавательных процессов на зону ближайшего развития;

* дифференцированное восприятие - овладение эталонами и способами обследования предметов;

* звуковая культура речи - звукопроизношение (фонематический слух) и эмоциональность (выразительность);

* разговорная речь - выражать мысли ясно, связано; уметь выделять в рассказы главное, пересказывать по плану.

Гармоничное познавательное развитие невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Эмоциональная готовность предполагает:

радостное ожидание начала обучения в школе;

достаточно развитые высшие чувства, нравственные, интеллектуальные и эстетические.

сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Волевая готовность включает:

* способность регулировать своё поведение - уметь ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, контролировать ход и результат своей деятельности, справляться с препятствиями, находить и исправлять ошибки;

* развитую организованность, умение организовать рабочее место, поддерживать порядок на нём, начинать работу своевременно;

* формируется произвольность психических процессов.

Для организации деятельности ребенка на уроке большое значение имеет то, как он реагирует на похвалу и замечания учителя (чувствителен или равнодушен, обижается, или исправляет своё поведение, на что готов ради похвалы). [12, 69.]

Таким образом, младший школьный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального развития, который опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психически процессов, их осознание и произвольность.

Из выше всего перечисленного следует, что проблема готовности не сводится к формальному овладению общенаучными знаниями (навыками счёта, письма, чтения), которые в школе будет формировать учитель. Это есть результат общего психического развития, комплексный показатель психической зрелости в различных аспектах: психофизиологическом, умственном, личностном, мотивационном, волевом, эмоциональном, социальном и коммуникативном.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять

следующие показатели:

нормальное физическое развитие и координация движений;

желание учиться;

управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к твоарищам и взрослым;

отношение к труду;

умение ориентироваться в пространстве и тетради. [13, 95.]

Все эти достижения подтверждают переход ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство, и, как правило, все указанные выше компоненты готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребенка. [14,242.]

Успешная адаптация детей к школьным обязанностям во многом определяется тем, насколько верно оценивается уровень подготовленности к школьному обучению взрослыми.