2. Типы игр дошкольников
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольников, которая удовлетворяет возрастные потребности детей и помогает овладеть знаниями и навыками. В игре происходит моральное и умственное развитие ребёнка, а главное - становление личности.
Известны два источника, которые питают детские замыслы, побуждают реализовать их в игре.
Первый источник - явления и события окружающей действительности, которые случайно наблюдают дети и которые вызывают в них интерес.
Второвой источник - продуманная, последовательная организация взрослыми доступных, интересных впечатлений, которые могут обогащать содержание игры.
В такой игре более всего интенсивно формируются все психические качества и интеллектуальные особенности личности детей. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до наиболее сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем при выполнении задач со стороны взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего исполняется ребёнком в игре. Шмакова Н.А., Метлева Н.Г. Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном возрасте // Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2015. С. 256-257.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мысленной ситуации; реальные предметы используются как другие, мысленные; ребёнок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве оказывает содействие тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника с ровесниками происходит большей частью также в процессе общей игры. Играя вместе, дети начинают принимать во внимание желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, разрабатывать и реализовывать общие планы. Поэтому игра влияет на развитие общения детей в этот период, их коммуникативных навыков.
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем, званием соответствующего взрослого человека («Я - космонавт», «Я - мама», «Я - доктор»), но, что является наиболее важным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим якобы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Также в игре выделяется сюжет и содержание.
Театрализованная деятельность связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретённых представлений, впечатлений, чувств.
Во время театрализованной деятельности формируются личностные моральные качества, преодолеваются недостатки: стыдливым и неуверенным в себе детям театр помогает снять нервное напряжение, преодолеть сомнения относительно себя, поверить в собственные силы, чрезмерно активным - научиться выдержке, дружелюбию. Театр - это высокий уровень эстетичного воспитания, положительного влияния на эмоциональную сферу ребёнка, он аккумулирует жизненную мудрость, оптимизм, энергию народа. Привлекать детей к театрально-игровой деятельности нужно с раннего возраста. Ионова Н.В., Трофимова Е.И. Театрализованная игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 2651-2655.
Театрализованные игры - разыгрывание в ролях определённого литературного произведения и воспроизведение с помощью выразительных средств (интонации, мимики, жестов, позы, походки) конкретных образов. Они позволяют обращаться к разным видам художественной деятельности детей, предоставляют возможности для разнообразных творческих проявлений.
Конструкторские игры - творческие игры направляющие внимание детей на разные виды строительства, конструирования, созидающей и проектной деятельности, оказывают содействие овладению конструкторскими навыками, организации и сближению детей, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться манипулировать ими, трудиться. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, естественный материал (песок, глина, шишки.), искусственные материалы (ткани, бумага, пластилин и т.д.) из которых дети создают разные вещи по собственному замыслу или задачам воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманного объекта. Такабаева А.М. Психологические механизмы игры в дошкольном возрасте // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 28. С. 77-81.
Игры по правилам дают возможность детям систематически упражняться в выработке определенных привычек, они очень важны для физического, умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саде тяжело было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, а также друг от друга. Многие из них переходят от поколения к поколению, однако воспитатели, избирая игру, обязательно должны учесть требования современности.
По смыслу и способами ведения игры по правилам разделяют на две группы: дидактические и подвижные (рассмотрены нами ранее).
Дидактическая игра - игра, направленная на формирование у ребёнка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, усовершенствование познавательных навыков.
Как игровой метод обучения дидактическая игра возникает в двух видах;
- собственно дидактическая игра, которая основывается на автодидактизме (самообучении) и самоорганизации детей;
- игра - занятие (игра-упражнение), в которой ведущая роль, принадлежит воспитателю, являющемуся ее организатором. Во время игры - занятия дети усваивают доступные знания, у них формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы (восприятие, воображение, мышление, речь). Савенкова И.В., Барбурова Е.Е.. Роль дидактической игры у детей дошкольного возраста // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2014. № 2. С. 331-338.
В дидактической игре как форме обучения взаимодействуют учебная (познавательная) и игровая (интересная) стороны.
Каждая дидактическая игра имеет специфические дидактические (учебные) задачи, которая отличаются друг от друга. Эти задачи обусловлены предусмотренным программой учебным и воспитательным влиянием педагога на детей и могут быть разнообразными (например, от развития вербального общения - развитие речевого аппарата, связной речи, уточнение и расширение словарного запаса во время ознакомления с живой и неживой природой и до овладения навыками этикета). Нищева Н. Играем, развиваемся, растём. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 с.
Основными компонентами дидактических игр выступают правила, игровые действия и результаты. Правила каждой дидактической игры обусловлены ее содержанием и игровым замыслом, они определяют характер и способы игровых действий ребёнка, организовывают и направляют его отношения с другими детьми, побуждают дошкольника руководить своим поведением, поскольку ему часто приходится действовать вопреки непосредственному импульсу.
В дидактической игре правила является критерием правильности игровых действий, их оценки.
Благодаря игровым действиям дети реализовывают свои игровые замыслы. Без подчинённых определённым правилам действий невозможна игра.
Благодаря игровым действиям и правилам дидактические игры делают обучение увлекательным, оказывают содействие развитию произвольного внимания, формированию предпосылок для глубокого овладения содержанием предусмотренного программой материала.
Результатом дидактической игры является ее финал. Отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых задач, проявление сообразительности является результатом игры и воспринимается ребёнком как достижение.
Различают дидактические игры по цели:
- игры для сенсорного воспитания;
- игры, направленные на ознакомление детей с объектами и явлениями окружающей действительности;
- игры для формирования элементарных математических представлений;
- игры, оказывающие содействие речевому развитию и др.
Распространённой является классификация дидактических игр по характеру материала:
- игры с предметами;
- настольные игры;
- словесные игры.
А также по характеру действий:
- игры - поручения (основываются на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: собирать, составлять, разъединять, соединять, нанизывать и др.);
- игры с отыскиванием предметов (их особенностью является неожиданное появление и исчезновения предметов);
- игры с отгадыванием загадок - выстраиваются на выяснении неизвестного: например, «Узнай», «Отгадай», «Что изменилось?»;
- ролевые и сюжетно-ролевые дидактические игры (игровые действия, предусмотренные в них, состоят в воспроизведении разных жизненных ситуаций, в исполнении ролей (покупателя, продавца, волка, гусей и др.);
- игры в фанты или в запрещённый «штрафной» предмет (картинку) (связаны с интересными для детей игровыми моментами: снять карточку, удержаться, не выговорить запрещённого слова и т.п.).
- Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
- §2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
- § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- Тема: Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.