logo
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

2.3 Приёмы развития познавательной деятельности на этапе осмысления изучаемого материала

Основными приёмами развития познавательной деятельности, на этапе осмысления изучаемого материала, являются:

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. На уроках в IX классах мы используем следующие вопросы:

* В фантастическом романе "Человек-амфибия" юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?

* Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения

учебного материала мы установили, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.

2) Исследовательский приём.

На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:

* Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?

3) Эвристический приём.

Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

* Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью, каких веществ будут перевариваться его составные части?

* Назовите основные отличительные черты кольчатых червей по сравнению с другими типами червей? Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу?

4) Приём научного спора.

На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.

* Будьте судьей в споре:

1-й ученик: "Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных".

2-й ученик: "Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается". 19 видов этих животных занесены в "Красную книгу".

3-й ученик: "Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление их в пищу многими животными и человеком".

4-й ученик: "Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём". Кто прав в споре?

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности [4].

Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения всё это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.