36. Воспитание физической культуры школьников.
Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся направленной на укрепление потребности в занятиях физической культу. рой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.
Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание.
С этой точки зрения важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у учащихся потребности в занятиях физкультурой и спортом, и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.
Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии, на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор учащихся, повышают их общую культуру.
Видное место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью. Сюда включается поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.
Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.
Наконец, физическое воспитание включает в себя развитие у учащихся физических способностей и стремления, к занятиям различными видами физкультуры и спорта.
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера.
Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.
- 1. Система образования рб.
- 2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории.
- 3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
- 4. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
- 5. Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания (из кодекса).
- 7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
- 8. Педагогический процесс как система и целостное явление.
- 9. Содержание образования в современной школе.
- 11. Функции процесса обучения и их характеристика.
- 12. Дидактические принципы, их характеристика.
- 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
- 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
- 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- 1. Методы эмоционального стимулирования.
- 2. Методы развития познавательного интереса.
- 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
- 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
- 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
- 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
- 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
- 20. Типы и структура уроков.
- 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
- 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
- 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
- 25. Рациональная организация учебного труда.
- 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
- 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
- 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
- 1. Методы формирования сознания личности.
- 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
- 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
- 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
- 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
- 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Трудовое воспитание.
- 35 Профессиональное самоопределение школьников.
- 36. Воспитание физической культуры школьников.
- 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
- 38. Организация самовоспитания школьников.
- 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
- 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
- 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
- 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
- 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
- 44. Критерии выбора педагогической технологии:
- 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
- 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
- 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
- 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
- 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- 54. Технология проблемного обучения
- 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
- 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
- 58. Технология программированного обучения.
- 59. Технология дифференцированного обучения
- 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
- 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 62. Технология групповой деятельности
- 63. Технология модульного обучения.
- 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
- Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
- Раздел III. Написание перспективного плана:
- Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
- 69.Технология мастерских.: целевая направленность , этапы работы в мастерской.
- 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
- Классификация видов одарённости
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Концептуальные позиции
- Выявление (диагностика) одарённости
- Особенности содержания и организации
- Предтечи, разновидности, последователи
- 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 73. Технология само (м.Монтессори)развития
- 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
- 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
- 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
- 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
- 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.