26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:
Прежде всего это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику..
Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.
Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:
– целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
– формирование нравственных качеств личности
– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
– организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
– организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
– развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности1.
Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач: овладение знаниями и норм и правил поведении, формирование убеждений, формирование чувств.
Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию — связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса: а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.
- 1. Система образования рб.
- 2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории.
- 3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
- 4. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
- 5. Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания (из кодекса).
- 7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
- 8. Педагогический процесс как система и целостное явление.
- 9. Содержание образования в современной школе.
- 11. Функции процесса обучения и их характеристика.
- 12. Дидактические принципы, их характеристика.
- 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
- 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
- 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- 1. Методы эмоционального стимулирования.
- 2. Методы развития познавательного интереса.
- 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
- 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
- 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
- 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
- 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
- 20. Типы и структура уроков.
- 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
- 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
- 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
- 25. Рациональная организация учебного труда.
- 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
- 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
- 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
- 1. Методы формирования сознания личности.
- 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
- 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
- 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
- 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
- 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Трудовое воспитание.
- 35 Профессиональное самоопределение школьников.
- 36. Воспитание физической культуры школьников.
- 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
- 38. Организация самовоспитания школьников.
- 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
- 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
- 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
- 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
- 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
- 44. Критерии выбора педагогической технологии:
- 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
- 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
- 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
- 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
- 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- 54. Технология проблемного обучения
- 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
- 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
- 58. Технология программированного обучения.
- 59. Технология дифференцированного обучения
- 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
- 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 62. Технология групповой деятельности
- 63. Технология модульного обучения.
- 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
- Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
- Раздел III. Написание перспективного плана:
- Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
- 69.Технология мастерских.: целевая направленность , этапы работы в мастерской.
- 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
- Классификация видов одарённости
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Концептуальные позиции
- Выявление (диагностика) одарённости
- Особенности содержания и организации
- Предтечи, разновидности, последователи
- 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 73. Технология само (м.Монтессори)развития
- 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
- 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
- 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
- 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
- 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.