2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории.
Педагогика, как гуманитарная наука изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности.
Педагогика – это наука изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Предметом педагогики является целостный педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человека в процессе целенаправленного воздействия.
Педагогический процесс – это процесс образования, целенаправленно организуемый в социальных институтах (семья, образовательные и культурные учреждения).
Функции педагогики можно разделить на две группы:
1. Фундаментальная (теоретическая). Реализуется на 3-х уровнях:
– описательный, объяснительный (изучение опыта передовых педагогов);
– диагностический (выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин их обеспечивающих);
– прогностический (экспериментальное исследование педагогической действительности и построение модели преобразования этой действительности).
2. Прикладная (технологическая). Реализуется на 3-х уровнях:
– проективный (связан с разработкой методических материалов (учебные планы, программы, методические рекомендации), определяющих содержание и характер педагогической деятельности);
– преобразовательный (направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её усовершенствования и реконструкции);
– рефлексивный (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания)
Основными категориями педагогики являются:
– воспитание (целенаправленный и организованный процесс формирования личности). В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс,
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
– обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
– образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
– развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
– формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
- 1. Система образования рб.
- 2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории.
- 3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
- 4. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
- 5. Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания (из кодекса).
- 7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
- 8. Педагогический процесс как система и целостное явление.
- 9. Содержание образования в современной школе.
- 11. Функции процесса обучения и их характеристика.
- 12. Дидактические принципы, их характеристика.
- 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
- 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
- 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- 1. Методы эмоционального стимулирования.
- 2. Методы развития познавательного интереса.
- 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
- 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
- 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
- 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
- 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
- 20. Типы и структура уроков.
- 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
- 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
- 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
- 25. Рациональная организация учебного труда.
- 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
- 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
- 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
- 1. Методы формирования сознания личности.
- 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
- 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
- 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
- 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
- 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Трудовое воспитание.
- 35 Профессиональное самоопределение школьников.
- 36. Воспитание физической культуры школьников.
- 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
- 38. Организация самовоспитания школьников.
- 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
- 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
- 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
- 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
- 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
- 44. Критерии выбора педагогической технологии:
- 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
- 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
- 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
- 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
- 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- 54. Технология проблемного обучения
- 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
- 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
- 58. Технология программированного обучения.
- 59. Технология дифференцированного обучения
- 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
- 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 62. Технология групповой деятельности
- 63. Технология модульного обучения.
- 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
- Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
- Раздел III. Написание перспективного плана:
- Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
- 69.Технология мастерских.: целевая направленность , этапы работы в мастерской.
- 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
- Классификация видов одарённости
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Концептуальные позиции
- Выявление (диагностика) одарённости
- Особенности содержания и организации
- Предтечи, разновидности, последователи
- 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 73. Технология само (м.Монтессори)развития
- 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
- 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
- 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
- 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
- 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.