57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета. Разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные, еще не раскрытые резервы традиционного классно-урочного способа обучения.
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапной интериоризации.
По ориентации на личностные структуры: информационная — ЗУН.
По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По типу управления: система малых групп + «репетитор».
По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество с элементами дидактоцентризма.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
По категории обучаемых: массовая, для всех категорий, без селекции.
Целевые ориентации:
– формирование ЗУН.
– обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.
– ускоренное обучение (обучение за 9 лет в объеме средней школы).
Принципы:
– многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;
– личностно-ориентированный подход;
– гуманизм (все дети талантливы);
– ученье без принуждения;
– бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;
– соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания:
• Материал вводится крупными дозами.
• Поблочная компоновка материала.
• Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов (сигналов) - наглядных схем, в которых закодирован учебный материал.
• Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Контроль, оценка. В.Ф.Шаталов решил проблему глобального поэтапного контроля ЗУН учащихся. Применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Формы контроля: письменный по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, тихий опрос, магнитофонный, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.
Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на открытый для обозрения лист учета знаний. Он представляет как бы послужной список ученика, а оценки приобретают значение положительной зашифрованной характеристики. Публикация такой характеристики играет огромную воспитательную роль. Очень важным обстоятельством в этой характеристике является то, что каждый ученик в любое время может исправить любую оценку на более высокую. В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, с предметом. Шаталов исключает эти конфликтные ситуации.
Система Шаталова по своему содержанию является дидактической. Но при должном уровне организации деятельности учащихся по принципу «от работы к поведению, а не от поведения к работе» она дает эффективные воспитательные результаты:
– каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
– возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
– формируются ответственность, честность, товарищество.
- 1. Система образования рб.
- 2. Предмет, объект, функции педагогики и ее основные категории.
- 3. Связь педагогической науки с другими науками о человеке.
- 4. Структура педагогической науки, ее основные отрасли.
- 5. Цель воспитания, ее социальная обусловленность. Трактовка цели воспитания (из кодекса).
- 7. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе.
- 8. Педагогический процесс как система и целостное явление.
- 9. Содержание образования в современной школе.
- 11. Функции процесса обучения и их характеристика.
- 12. Дидактические принципы, их характеристика.
- 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
- 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
- 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- 1. Методы эмоционального стимулирования.
- 2. Методы развития познавательного интереса.
- 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
- 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
- 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
- 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
- 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
- 20. Типы и структура уроков.
- 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
- 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
- 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
- 25. Рациональная организация учебного труда.
- 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
- 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
- 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
- 1. Методы формирования сознания личности.
- 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
- 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
- 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
- 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
- 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Трудовое воспитание.
- 35 Профессиональное самоопределение школьников.
- 36. Воспитание физической культуры школьников.
- 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
- 38. Организация самовоспитания школьников.
- 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
- 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
- 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
- 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
- 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
- 44. Критерии выбора педагогической технологии:
- 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
- 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
- 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
- 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
- 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
- 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
- 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- 54. Технология проблемного обучения
- 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
- 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
- 58. Технология программированного обучения.
- 59. Технология дифференцированного обучения
- 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
- 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
- 62. Технология групповой деятельности
- 63. Технология модульного обучения.
- 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
- Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
- Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
- Раздел III. Написание перспективного плана:
- Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
- 69.Технология мастерских.: целевая направленность , этапы работы в мастерской.
- 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
- Классификация видов одарённости
- Классификационные параметры технологии
- Акценты целей
- Концептуальные позиции
- Выявление (диагностика) одарённости
- Особенности содержания и организации
- Предтечи, разновидности, последователи
- 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
- 73. Технология само (м.Монтессори)развития
- 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
- 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
- 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
- 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
- 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.