43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
Возрастная психология предполагает изучение закономерностей развития психологии, личности человека на разных стадиях дизон-тогенеза.
Все этапы становления личности и каждый отдельно находятся под постоянным влиянием специфических закономерностей развития, к которым относятся разные достижения, образование, осознание своей значимости.
Существует несколько вариантов изучения проблемы возрастной периодизации дизонто-генеза. Российские дефектологи, психиатры и логопеды разработали и предложили теории развития личности человека.
А. Н. Леонтьев определил критерии возрастной периодизации на основании ведущих видов деятельности, которая оказывает дальнейшее влияние на развитие психологических процессов человека на каждой конкретной стадии.
Теория Д. Б. Эльконина возрастной периодизации основана на ведущих видах деятельности, которые отвечают за возникновение образов на основании психологического восприятия на каждом конкретном этапе развития человека.
А. В. Петровский предложил три фазы возрастной периодизации: адаптация, индивидуализация, интеграция, каждая из которых представляет собой процесс общения человека (ребенка) с членами группы. Он рассматривает развитие личности на основании этих трех фаз. Все главные проблемы становления лич
ности человека формируются под воздействием многих факторов: социальные условия, психологическая обстановка окружающей среды и др. Им же было замечено, что одни и те же факторы могут по-разному влиять на становление личности на разных этапах.
Л. С. Выгодский предложил три группы возрастной периодизации: для первой группы характерно построение возрастной периодизации по внешнему признаку, на этом этапе развивается критерий периодизации; для второй группы характерно формирование внутренних критериев, чаще всего это одна сторона развития личности. Л. С. Выгодский обращал особое внимание на то, что использование только одной стороны развития личности очень субъективно. Отрицательным признаком использования одной стороны развития является временность данного критерия, который имеет изменчивый характер в зависимости от возраста человека; для третьей группы возрастной периодизации характерно одновременное использование нескольких критериев развития личности.
Л. С. Выгодский предложил в качестве критерия использовать психические новообразования, которые должны соответствовать каждой возрастной группе и при этом использовать термины стабильные периоды развития и нестабильные периоды развития личности.
- Коррекционная психология.
- 1 Предмет и задачи коррекционной психологии
- 2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
- 3 Основные методы коррекционной психологии
- 4 Становление и развитие специальной психологии
- 5 Понятие психического дизонтогенеза
- 6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
- 7 Нарушенное развитие и распад психики
- 8 Принципы компенсаторного приспособления по п. К. Анохину
- 9 Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
- 10 Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
- 11 Понятие сенсорной депривации
- 12 Понятие социальная депривация, ее влияние на развитие психики ребенка
- 13 Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
- 14 Основы олигофренопедагогики
- 15 Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
- 16 Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей
- 18 Психолого-педагогические основы коррекционной работыв условиях социальной депривации
- 19 Тифлопсихология
- 20 Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
- 21 Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
- 22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
- 23 История развития взглядов на личность слепого
- 24 Развитие психомоторики и сенсорных процессов
- 25 Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
- 26 Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
- 27 Воображение слепых и слабовидящих
- 28 Пространственная ориентация слепых
- 29 Понятие о тотальной и частичной слепоте
- 30 Эмоционально-волевая сфера слепых
- 31 Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
- 32 Деятельность лиц с недостатком слуха
- 33 Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
- 34 Особенности развития осязания у глухих детей
- 35 Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
- 36 Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития
- 37 Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
- 38 Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью
- 39 Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
- 40 Прикладные аспекты специальной психологии
- 41 Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
- 42 Роль обучения в условиях нарушенного развития
- 43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
- 44 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
- 45 Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
- 46 Особенности психического развития детей с синдромом дауна
- 47 Особенности общего моторного развития
- 48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
- 49 Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- 50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- 51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
- 52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
- 53 Внутренняя картина болезни при нарушенном интеллекте
- 54 Личностные акцентуации при умственной отсталости
- 55 Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- 56 Расширение объекта современной специальной психологии
- Librs.Net