logo
Коррекционная психология

43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза

      Возрастная психология предполагает изучение закономерностей развития психологии, личности человека на разных стадиях дизон-тогенеза.

      Все этапы становления личности и каждый отдельно находятся под постоянным влиянием специфических закономерностей развития, к которым относятся разные достижения, образование, осознание своей значимости.

      Существует несколько вариантов изучения проблемы возрастной периодизации дизонто-генеза. Российские дефектологи, психиатры и логопеды разработали и предложили теории развития личности человека.

      А. Н. Леонтьев определил критерии возрастной периодизации на основании ведущих видов деятельности, которая оказывает дальнейшее влияние на развитие психологических процессов человека на каждой конкретной стадии.

      Теория Д. Б. Эльконина возрастной периодизации основана на ведущих видах деятельности, которые отвечают за возникновение образов на основании психологического восприятия на каждом конкретном этапе развития человека.

      А. В. Петровский предложил три фазы возрастной периодизации: адаптация, индивидуализация, интеграция, каждая из которых представляет собой процесс общения человека (ребенка) с членами группы. Он рассматривает развитие личности на основании этих трех фаз. Все главные проблемы становления лич

      ности человека формируются под воздействием многих факторов: социальные условия, психологическая обстановка окружающей среды и др. Им же было замечено, что одни и те же факторы могут по-разному влиять на становление личности на разных этапах.

      Л. С. Выгодский предложил три группы возрастной периодизации: для первой группы характерно построение возрастной периодизации по внешнему признаку, на этом этапе развивается критерий периодизации; для второй группы характерно формирование внутренних критериев, чаще всего это одна сторона развития личности. Л. С. Выгодский обращал особое внимание на то, что использование только одной стороны развития личности очень субъективно. Отрицательным признаком использования одной стороны развития является временность данного критерия, который имеет изменчивый характер в зависимости от возраста человека; для третьей группы возрастной периодизации характерно одновременное использование нескольких критериев развития личности.

      Л. С. Выгодский предложил в качестве критерия использовать психические новообразования, которые должны соответствовать каждой возрастной группе и при этом использовать термины стабильные периоды развития и нестабильные периоды развития личности.