6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы нарушений: первичные и вторичные.
Первичные нарушения это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.).
Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения.
Часто наблюдается их сочетание, например при осложненной олигофрении недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.
В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, например при шизофрении, выделяется не первичный, а основной дефект.
Основной дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в структуре психической недостаточности при данном заболевании.
Механизм возникновения вторичных нарушений различен.
Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, так называемое специфическое недоразвитие.
Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.
Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде.
Так, в дошкольном возрасте интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь.
Они нарушаются при самых различных вредностях, приводя к задержке речевого развития, недоразвитию произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможен-ности.
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная деп-ривация.
Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений.
Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сфери, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки уровня притязаний, возникновение аутисти-ческих черт и т.д.).
- Коррекционная психология.
- 1 Предмет и задачи коррекционной психологии
- 2 Отрасль коррекционной психологии, ее связь с другими науками
- 3 Основные методы коррекционной психологии
- 4 Становление и развитие специальной психологии
- 5 Понятие психического дизонтогенеза
- 6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития
- 7 Нарушенное развитие и распад психики
- 8 Принципы компенсаторного приспособления по п. К. Анохину
- 9 Коррекция нарушений письма и чтения у детей младшего школьного возраста
- 10 Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации
- 11 Понятие сенсорной депривации
- 12 Понятие социальная депривация, ее влияние на развитие психики ребенка
- 13 Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии
- 14 Основы олигофренопедагогики
- 15 Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта
- 16 Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых детей
- 18 Психолого-педагогические основы коррекционной работыв условиях социальной депривации
- 19 Тифлопсихология
- 20 Деятельность лиц при глубоких нарушениях зрения
- 21 Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора
- 22 Ранний онтогенез в условиях слепоты
- 23 История развития взглядов на личность слепого
- 24 Развитие психомоторики и сенсорных процессов
- 25 Мышление и речь в условиях нарушенного зрения
- 26 Познавательные процессы при слепоте и слабовидении
- 27 Воображение слепых и слабовидящих
- 28 Пространственная ориентация слепых
- 29 Понятие о тотальной и частичной слепоте
- 30 Эмоционально-волевая сфера слепых
- 31 Развитие личности при нарушениях слухового анализатора
- 32 Деятельность лиц с недостатком слуха
- 33 Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих
- 34 Особенности развития осязания у глухих детей
- 35 Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
- 36 Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития
- 37 Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения
- 38 Познавательные процессы у лиц с интеллектуальной недостаточностью
- 39 Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
- 40 Прикладные аспекты специальной психологии
- 41 Социальная интеграция в обществе ребенка с проблемами в развитии
- 42 Роль обучения в условиях нарушенного развития
- 43 Проблемы возрастной периодизации дизонтогенеза
- 44 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития
- 45 Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха
- 46 Особенности психического развития детей с синдромом дауна
- 47 Особенности общего моторного развития
- 48 Своеобразие поведения у лиц с интеллектуальными нарушениями
- 49 Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма
- 50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях
- 51 Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования
- 52 Принципы основных классификаций задержек психического развития
- 53 Внутренняя картина болезни при нарушенном интеллекте
- 54 Личностные акцентуации при умственной отсталости
- 55 Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов
- 56 Расширение объекта современной специальной психологии
- Librs.Net