logo
Коррекционная психология

6 Первичные и вторичные нарушения в процессе психического развития

      Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы нарушений: первичные и вторичные.

      Первичные нарушения это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т.д.).

      Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития.

      Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения.

      Часто наблюдается их сочетание, например при осложненной олигофрении недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.

      В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, например при шизофрении, выделяется не первичный, а основной дефект.

      Основной дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в структуре психической недостаточности при данном заболевании.

      Механизм возникновения вторичных нарушений различен.

      Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, так называемое специфическое недоразвитие.

      Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.

      Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде.

      Так, в дошкольном возрасте интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь.

      Они нарушаются при самых различных вредностях, приводя к задержке речевого развития, недоразвитию произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможен-ности.

      Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная деп-ривация.

      Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений.

      Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сфери, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки уровня притязаний, возникновение аутисти-ческих черт и т.д.).