logo
Коррекционная психология

5 Понятие психического дизонтогенеза

      Термин дизонтогенез применяется в науке для обозначения различных отклонений от стадии определенного возрастного этапа развития ребенка, вызванных болезненным процессом либо его последствиями. Термин ди-зонтогения впервые употребил Швальбе в 1927г. для характеристики отклонений внутриутробного развития. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое значение.

      Патологическое воздействие на структуры! незрелого мозга приводит к отклонению психического развития. Эти негативные проявления бывают разными в зависимости от этиологии, степени выраженности, распространенности, времени возникновения, социально-бытовых условий и др.

      Дизонтогении вызываются как биологическими, так и социальными факторами.

      К биологическим факторам относятся:

      1)пороки развития мозга, связанные с изменением генетического материала (генные мутации, наследственные нарушения обмена веществ и др.);

      2)внутриутробные поражения (токсикозы беременных, инфекционные заболевания беременных, интоксикации, травмы и др.).

      К социальным факторам возникновения дизонтогении относятся: микросоциально-педагогическая запущенность; развитие в условиях социальной депривации.

      Характер психического дизонтогенеза определяется рядом параметров:

      1)функциональная локализация нарушения;

      2)время поражения;

      3)взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;

      4)нарушение межфункциональных взаимодействий.

      Наиболее полной в настоящее время считается классификация психического дизон-тогенеза по В. В. Лебединскому:

      1)недоразвитие. Типичный пример умственная отсталость. Здесь имеет место раннее время поражения, затронувшее незрелые мозговые системы;

      2)задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер;

      3)поврежденное развитие. Патологическое воздействие на мозг произошло в более поздние периоды, когда морфологическое и функциональное созревание мозговых структур было почти сформировано;

      4)дефицитарное развитие. Характеризуется тяжелым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, рядом тяжелых хронических заболеваний;

      5)искаженное развитие. Наблюдается патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Типичным примером искаженного развития является синдром раннего детского аутизма;

      6)дисгармоничное развитие. Данный вид дизон-тогенеза вызван не текущим болезненным процессом, а врожденной либо приобретенной аномальной структурой эмоционально-волевой сферы. Типичным примером дисгармоничного развития являются различные психопатии.