logo
Коррекционная психология

50 Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях

      Логопедия в переводе с греческого языка означает воспитание правильной речи.

      Наука логопедия изучает нарушения речи, выявляет, разрабатывает, предлагает методы и средства устранения нарушений речи путем специального обучения и воспитания. Дефек-тологи в рамках логопедии занимаются исследованием первопричин, симптоматики, структуры нарушений речи.

      Предметом логопедии является нарушение речи и подбор индивидуального процесса обучения. Объектом логопедии является человек, страдающий нарушением речи.

      В структуру логопедии входит дошкольная, школьная и логопедия подростков, взрослых.

      Цель логопедии разработка методики предупреждения речевых расстройств у детей, обучение людей с нарушениями речи.

      Методикой логопедического воздействия считается развитие речи людей, проведение коррекции различных нарушений.

      Логопедическое воздействие включает в себя:

      1)развитие сенсорных функций;

      2)развитие речевой моторики;

      3)развитие познавательной деятельности (мышление, память, внимание);

      4)развитие личности ребенка с последующей коррекцией социальных отношений;

      5)обучение ребенка общению в социальном окружении.

      Методика логопедического воздействия условно делится на четыре группы:

      1)организационная методика состоит из сравнительного, лонгитюдинального, комплексного методов;

      2)эмпирическая методика состоит из обсервационного (наблюдение), экспериментального (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностического (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрических примеров анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографического методов (сбор и анализ анамнестических данных);

      3)количественная методика (математико-ста-тистический анализ) и качественный анализ полученных данных;

      4)интерпретационная методика (исследования связей между изучаемыми явлениями).

      В методике логопедического воздействия активно используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования. К ним относятся интонографы, спектографыы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография. Все технические средства предназначены для изучения динамики речевой деятельности и ее отдельных компонентов. Данные методики логопедии позволяют если не устранить, то уменьшить речевые, психологические нарушения. Методики логопедии являются вспомогательными для достижения основной цели педагогического воздействия воспитание человека.