logo
Коррекционная психология

14 Основы олигофренопедагогики

      Олигофренопедагогика является отраслью специальной педагогики, объектом которой являются умственно отсталые дети. В качестве предмета ее изучения выступают вопросы воспитания, образования и обучения детей с различными нарушениями интеллектуального развития.

      Умственная отсталость это стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

      Клиника умственной отсталости связана с этиологией, временем патологического воздействия. При воздействии вредности на более поздних сроках, когда мозговые структуры относительно сформированы, будут доминировать явления повреждения. Это характеризует различные виды деменции.

      Существует четыре степени умственной отсталости: легкая (70 IQ), умеренная (от 70 до 50 IQ), тяжелая (от 50 до 25 IQ) и глубокая (от 25 до 0 IQ).

      Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит ре-зидуальных (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер.

      Олигофрения стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, которое возникает в результате повреждения зародыша либо вследствие поражения центральной нервной системы на различных этапах внутриутробного развития плода либо в самом раннем периоде жизни ребенка. Олигофрения может носить наследственный, врожденный или приобретенный характер.

      Клинико-психологическую структуру дефекта при олигофрении определяют два важных фактора: тотальность, проявляющаяся в недоразвитии всех психических функций, и иерархичность, выражающаяся в обязательном недоразвитии высших форм мышления, тогда как недостаточность восприятия, памяти, эмоциональной сферы, моторики всегда будет выражена меньше.

      Формы олигофрении по классификации М. С. Певзнер.

      1.Неосложненная форма олигофрении.

      2.Олигофрения, осложненная нейродинами-ческими расстройствами.

      3.Олигофрения, осложненная психопатопо-добными расстройствами.

      4.Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга.

      5.Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов.

      Деменция это стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики, памяти, уплощение эмоций.

      Возникает после 23 лет, в период относительной зрелости мозговых структур.

      По динамике слабоумия различают рези-дуальную органическую (остаточную) и прогрессирующую деменцию. Для деменции в отличие от олигофрении характерна парциаль-ность, т.е. одни интеллектуальные функции могут быть нарушены значительно сильнее, чем другие.