Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
* 1. Задачи работы с родителями
Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители пони мают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их реше нии.
Работа с родителями — важная сторона деятельности администрации и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамотность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последовательность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними. Работа с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреждениях, где родители берут ребенка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.
В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:
— формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;
осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения работу по всестороннему развитию детей;
— распространять знания по различным направлениям педагоги ческой деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;
— изучать опыт семейного воспитания распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Одним из условий решения этих задач является знакомство с составом семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как правило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребенка-дошкольника с нарушенным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следующим вопросам:
— состав семьи, род занятий взрослых, материальное обеспечение, санитарно-гигиенические условия, наличие в семье других детей я лиц с нарушениями слуха;
— отношения в семье, уровень общей культуры родителей, отношение родителей к детям, в том числе к ребенку с нарушенным слухом, привязанность ребенка к членам семья;
— поведение и занятия ребенка дома, любимые занятия, игрушки, формы общения с ребенком в семье, отношение к ребенку со сниженным слухом, предъявление к его поведению и деятельнос гн требований со стороны членов семьи, выполнение режима дня, участие ребенка в домашнем труде;
— отношение родителей к проведению общеразвивающей и специальной работы, консультирование у специалистов, раннее слу хопротезирование ребенка, организация занятий в семье, участие членов семьи в проведении работы с ребенком, оценка своих педагогических возможностей, оценка эффективности работы с ребенком, вера в его возможности;
— характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка;
— знания родителей о содержании воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении, методах работы по различным на правлениям, желание и заинтересованность родителей в участии в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.
Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями являет основанием для построения модели работы, выбора форм и методов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей ра боты. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребенка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жесткостью предъявляемых им требований, а увлеченностью сурдопедагога и воспитателей своей работой, любовью к воспитанникам, желанием добиться максимально возможного результата в развитии детей. Конкретная демонстрация развития некоторых дошкольников в результате обучения в детском саду, возможности их речевого общения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большее впечатление на родителей, чем лекции и рекомендации.
- Раздел 1. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогкки
- Раздел 1 Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
- § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- §2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- Раздел II Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего
- Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
- § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
- § 1. Причины нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
- Раздел III Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей
- § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
- Раздел V Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях
- Глава 1. Физическое воспитание
- Глава 2. Формирование детской деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Теоретические основы развития речи детей
- Глава 4. Обучение произношению глухихи слабослышащих детей
- Глава 5. Развитие слухового восприятия
- Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
- Раздел VI Развитие детей в процессе воспитания и обучения
- Глава 1. Умственное развитие
- Глава 2. Социально-личностное развитие
- § 1. Задачи и условия эстетического развития
- Раздел VII Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
- Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха