logo
лит-ра Пс детей с сенсорными нарушениями / Пс детей с сенсорными нарушениями / Головчиц Л

§ 1. Звуки окружающего мира

Психическое развитие ребенка происходит прежде всего в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов.

Все воспринимаемые человеком звуки делятся на шумы и музыкальные звуки.Однако между шумами и музыкальными звуками резкого различия, так как акустическая часть шума носит ярко [ музыкальный характер, а музыкальные звуки включают различные шумы. В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки. Звуковой образ содержит три параметра, связанных с объективными характеристиками :громкость(соответствует интенсивности),высоту (соответствует частоте) итембр, или окраску (соответствует структуре звукового спектра) для звуков сложного состава. Звуки окружающего мира никогда не имеют статической структуры. Поэтому для звукового образа характерна его динамическая структура, определяемая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембровых признаков во времени.

Мир звуков отличается огромным разнообразием. В нем можно выделить несколько групп звуков с общими признаками и принципами восприятия: природные звуки, технические звуки(звуки технических объектов),речевые и музыкальные.

К природным звукамотносят натуральные звуки природы (звуки грома, шелест деревьев, треск сучьев и др.) и звуки, издаваемые животными. Звуки природной среды несут нам прежде всего информацию о ее состоянии. Природные звуки обеспечивают возможность ориентирования человека в окружающем мире. Информация, заключенная в природных звуках, оказывается весьма важной, хотя эти звуки и не выполняют коммуникативной нагрузки.

К техническим звукамотносятся звуки различных технических средств, которые являются результатом деятельности человека. Человек широко пользуется звуками, специально созданными для передачи особо важной информации: сигналами тревоги, внимания, предупреждения (звонки, зуммеры, сирены).

Как природные, так и технические звуки дают информацию о положении в пространстве объектов природы и технических устройств. Весь комплекс звуков данных групп обеспечивает адекватное представление человека об окружающей действительности и правильное ориентирование в пространстве.

Особую группу составляют речевые звуки, которые несут в основном коммуникативную нагрузку. Звуковой сигнал является одним из основных носителей информации в общении людей. В процессе социального развития человечества сложилась система звуковых кодов языка, которую называют фонематической. Именно она организует воспринимаемые человеком звуки в сложную систему восприятия устной речи. Фонемы — образцы звуков, от которых зависит смысл слышимых слов, Фонемы являются сенсорными эталонами слухового восприятия речи. Звуковые признаки, имеющие смыслоразлнчительное значение, например в русском языке признаки глухости-звонкости, твердости-мягкости фонем, называют фонематическими. Овладение объективной фонетической системой и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. В речевых звуках также одновременно отражены звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к воспринимаемому высказыванию, отношение к собеседнику. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, логическое ударение — все это лежит в основе сопровождающих речь эмоций.

Другой объективной звуковой системой, выработанной человечеством, является ритмико-мелодическая, или музыкальная, система кодов. Система ритмико-мелоднческая, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов. Один из них — звуковысотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать последовательные ряды звуковых соотношений, входящих в состав мелодий. Вторым компонентом являются ритмические, или прозодические, отношения правильных чередований длительностей отдельных звуков и интервалов между ними. Эти отношения помогают создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты. Основной функцией музыкального слуха является выделение существенных звуко-высотных и ритмических отношений, синтез их в мелодические структуры, создание соответственных звуковых моделей, выражающих определенное эмоциональное состояние, и сохранение этих ритмикомелодических систем.