Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
* 1. Организация психолого-педагогического изучения
С целью получения данных о развитии детей, необходимых для планирования и организации работы, при поступлении в дошкольное учреждение проводится их психолого-педагогическое изучение. В его проведении участвуют сурдопедагог, воспитатели, психолог дошкольного учреждения, которые получают информацию о ребенке в процессе наблюдений за ним и в ходе специально индивидуального обследования. Изучение детей проводится в первые две недели после поступления ребенка в детский сад, но при условии, что ребенок адаптирован к его условиям, а его поведение естественно и свободно. При необходимости, особенно ири изучении детей раннего возраста, дошкольников с комбинированными нарушениями сроки проведения обследования могут быть увеличены. Психолого-педагогическое обследование включает в себя:
- информацию о раннем развитии ребенка;
— характеристику поведения, сферы, черт характера;
- выявление особенностей физического и моторного развития;
— характеристику развития разных видов детской деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой;
- знакомство с уровнем познавательного развития;
— проверку состояния слуха;
— проверку состояния речи.
Часть информации о ребенке собирает воспитатель в процессе наблюдений и специально организованных игр. Другую часть получает сурдопедагог в беседе с родителями, при изучении документации, проведении наблюдений и индивидуального обследования.
Первоначально сурдопедагог, воспитатели и психолог знакомятся с заключением и рекомендациями пмпк, данными о состоянии слуха, речи, интеллекта, внимательно анализируют аудиограммы и другие документы.
Важным компонентом изучения вновь поступившего в детский сад ребенка является сбор информации о его раннем развитии. Сур опедагогу необходимо специально выделить время для подробной беседы с матерью, выяснив все особенности индивидуального развития ребенка. Иногда информация о раннем развитии воспитанника собирается в процессе письменного анкетирования, которое должно быть дополнено беседой с родителями. Сурдопедагогу важно получить следующую информацию:
данные о родителях (возраст, род занятий, наличие нарушений слуха), о других детях в семье;
— данные о беременности матери, заболеваниях в ходе беременности; родах; росте, весе ребенка при рождении;
— перенесенные ребенком заболевания и методы их лечения (ис пользование ототоксических антибиотиков и др.);
— данные о физическом и моторном развитии ребенка: когда на чал держать головку, стоять, сидеть, ходить;
— данные о речевом развитии: когда начал лепетать, появились ли слова и в какие сроки; что произносит в настоящее время;
— предполагаемые причины и сроки снижения слуха;
— реакция на звуки (бытовые звуки, радио, телевизор, громкая речь);
— способы общения ребенка с членами семьи, с другими детьми, в новой обстановке (естественные жесты, указания на предметы и предметные действия, звукосочетания, лепетные или усеченные слова, короткая фраза);
— любимый вид деятельности; игровые интересы ребенка: любимые игры, игрушки;
— условия воспитания ребенка до поступления в детский сад (дома, в массовом дошкольном учреждении);
— наличие и использование индивидуальных слуховых аппаратов;
— организация занятий с ребенком в семье, участие сурдопеда гов в консультировании родителей.
* 2. Содержание психолого-педагогического обследования
Сурдопедагог тщательно анализирует полученные данные, соотносит их с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Затем он проводит обследование, которое включает в себя не сколько направлений.
Прежде всего педагог знакомится с внешним видом ребенка. Это важно, так как некоторые особенности внешнего вида свидетельствуют о наличии определенных заболеваний и отклонений или их происхождении (например, своеобразная внешность при наличии некоторых генетических заболеваний). Педагог выявляет соответствие физического развития возрасту, потому что значительное отставание или, наоборот, значительное опережение в росте, весе может свидетельствовать о наличии отклонений в деятельности организма и в дальнейшем потребовать консультаций врачей. Необходимо зафиксировать наличие других особенностей внешнего вида, например амимичное выражение лица, маскообразную улыбку и другие особенности внешнего вида у ребенка.
Внимание сурдопедагога должно быть акцентировано на состоянии общей и мелкой моторики: координации движений, определении ведущей руки, темпе и согласованности движений рук. Наблюдения за состоянием крупной и мелкой моторики проводятся в течение всего обследования, предъявляются также и специальные игры и упражнения, в ходе которых ребенок выполняет ряд упражнений по подражанию взрослому. Состояние мелкой моторики также выявляется в процессе проведения различных игр («Бирюльки», «Пирамидки», «Шарики», «Колечки» и др.), упражнений на перекладывание мелких предметов, опускание их в сосуд с высоким горлышком, обыгрывание предметов различной величины и формы.
Сурдопедагог обследует уровень развития познавательной деятельности ребенка: восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения. Состояние познавательной деятельности в значительной степени определяет обучаемость ребенка, эффективность педагогического воздействия. Если в дошкольном учреждении работает педагогог-психолог, ему принадлежит ведущая роль в изучении умственного развития дошкольника, и он координирует свою деятельность с сурдопедагогом.
Детям в возрасте трех—пяти лет дают задания, в которых выявляется уровень развития восприятия, мьтшления, воображения, памяти. Для исследования восприятия цвета, формы, величины предлагаются дидактические игрушки типа «Башни», «Цветные шары» «Матрешка», «Пирамидка», «Коробка форм», «Занимательная коробочка» и др. Выявляется также наличие у ребенка целостного образа предметов, пространственные представления. С этой целью ребенку предлагается складывание разрезных картинок с изображением знакомых ребенку предметов. В зависимости от возраста даются картинки из различного количества частей с простой или сложной конфигурацией разреза. Для выяснения пространственных представлений ребенку может быть предложено конструирование по подражанию или по образцу (для детей старше четырех лет), конструирование из палочек.
С целью проверки уровня наглядно-действенного мышления могут быть организованы игровые ситуации, в которых детям не обходимо достать кукле шар, «случайно» заброшенный мишкой на шкаф, или мяч, закатившийся под шкаф, используя стул или палку, которую педагог предусмотрительно расположил в поле зрения ребенка.
Для детей старше трех лет с целью изучения наглядно-образного мышления может быть предложена невербальная классификация по образцу, например животные и мебель, одежда и фрукты.
С целью исследования образной памяти детям этого возраста предлагаются игры «Чего не стало?», «Кто убежал?». Для изучения воображения можно предложить детям старше четырех лет дорисовать фигуры, провести игру «На что похоже?» (сравнение геометрических эталонов с изображениями предметов).
Детям старшего дошкольного возраста для исследования восприятия цвета и формы предлагаются задания на соотнесение изображений геометрических фигур разного цвета, складывание шестисоставной матрешки. Для изучения наглядно-действенного и наглядно-образного мышления может быть использована методика «Треугольники» (Н. В. Яшкова), серии наглядных задач Д. Равена, доски Сегена. У детей этого возраста выявляются некоторые показатели словесно-логического мышления: понимание значений слов разной меры обобщенности (назвать группу слов обобщающим словом или, наоборот, подобрать конкретные названия к обобщающему слову). Детям предлагается также определить последовательность событий, вричинно-следственные связи (серии картинок):
Проверяются математические знания и умения: пересчет предметов, счетные операции в пределах десяти, понимание отношений «больше-меньше», «одинаково».
Проводится изучение образной и словесной памяти (по методике Т. В. Розановой). Для изучения наглядно-образной памяти детям необходимо запомнить места расположения картинок, в процессе изучения словесной памяти — воспроизвести слова, обозначающие предметы на картинках, которые дети раскладывали.
Важно не только выявить, справился ли ребенок с выполнением заданий, но и оценить способы их выполнения с точки зрения соответствия возрасту: действует ли ребенок силой, не обращая внимания на свойства предмета (пытается вложить квадрат в углубление для круга); использует ли пробы, целенаправленно прикладывая и подбирая фигуру к соответствующему углублению или отверстию; пользуется ли зрительным соотнесением, выполняя за дания без затруднений. В процессе обследования неслышащий ре бекок не всегда сразу понимает инструкцию, поэтому детям предлагаются различные виды помощи: совместные с ребенком действия; развернутый показ; демонстрация образца. Эти виды помощи могут сопровождаться использованием указательных и других жестов. Важно выявить, как ребенок использует помощь взросло го, является ли она ориентиром для правильного выполнения действий в дальнейшем, что свидетельствует об обучаемости ребенка. Положительным фактором является переход в выполнении зада ний от действий, выполняемых вместе со взрослым или по подра жанию ему, к самостоятельному.
Важно зафиксировать реакцию ребенка на ситуацию обследова ния, характер контактов со взрослым, отношение к предлагаемым заданиям, реакцию на одобрение и замечания, отношение к неуда че, эмоциональные реакции (плач, неудовольствие и др.). Фиксируется работоспособность, темп деятельности.
Важнейшим разделом педагогического изучения ребенка является обследование слуха детей. Прежде всего педагог внимательно анализирует данные аудиограмм, заключение врача-сурдолога, в процессе беседы с родителями выясняет их мнение о состоянии слуха ребенка, анализирует свои наблюдения за реакциями ребенка на различные звуки в быту, в играх. Важно правильно определить методику педагогического изучения слуха. Выбор методики проверки слуха зависит от ряда факторов: возраста ребенка, состояния его речи, индивидуальных особенностей, условий проведения обследования. В имеющейся литературе полно описаны методы про ведения изучения слуха детей дошкольного возраста (Л. В. Нейман, 1972; Э. И. Леонгард, 1972; Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко, 1995;
1998 и др.).
При исследовании слуха у детей в возрасте до двух с половиной— трех лет используется метод фиксации безусловно-рефлекторных ориентировочных реакций на неречевые звучания (звуки музыкаль ных игрушек различной интенсивности и высоты), а также звуки голоса (слогосочетания). В процессе обследования слуха отмечаются все ориентировочные реакции (поворот головы, движения глаз, смех, улыбка и др.) в ответ на неречевые звуки или слогосочетания, предъявляемые голосом разговорной громкости и шепотом.
Проверка слуха детей старше двух с половиной—трех лет без речи осуществляется методом выработки условно-двигательной реакции на звучания. Ребенка учат реагировать на звуки (слогосо четания) выполнением определенных действий (снимать колечки с пирамидки, опускать мелкие предметы в красивую бутылочку и др.). Сначала ребенка учат воспринимать слогосочетания и реагировать на них, когда он видит губы взрослого, а затем, когда у ребенка сформирована четкая реакция на слухо-зрительной основе,
проводится проверка слуха на голос разговорной громкости, голос повышенной громкости и на шепот с использованием экрана. Исследуется состояние слуха на каждое ухо.
Для обследования слуха детей, имеющих речь, используется знакомый детям речевой материал, включающий низкочастотные (напри мер, дом, рыба, барабан...) и высокочастотные слова (зайчик, чашка, часы...). Слова могут быть подобраны на основе списков Л. В. Неймана (1954). В зависимости от возраста ребенка подбирается боль шее или меньшее число слов. Ребенку предлагается повторять слова, предъявляемые голосом разговорной громкости и шепотом. Проверяется состояние слуха на каждое ухо.
Если речь ребенка неразборчива или же он в силу своих личностных особенностей (стесняется, замкнут) не повторяет слова за взрослым, ему можно предложить различать картинки с изображением называемых объектов. Для того чтобы убедиться, что ребенок знает данные слова, ему вначале предлагается различать слова при слухо-зрительном восприятия. Затем взрослый за экраном называет слова, а ребенок указывает на соответствующие картинки. Так же как и при использовании предыдущего метода, проверяется слух на голос разговорной и повышенной громкости и на шепотную речь.
При всех способах проверки состояния слуха фиксируются следующие параметры: сила голоса (голос разговорной громкости, голос повышенной громкости, шепот); расстояние от каждого уха, с которого предъявляются звуки; характер реакции ребенка (безусловно-ориентировочные реакции: повороты головы, мигание, вскидывание глаз и др.; условно-двигательные действия: перекладывание мелких предметов и др.; повторение слов; указания на картинки).
Большое значение в первичном обследовании ребенка с нарушенным слухом придается проверке состояния речи, которая проводится в процессе наблюдений за свободной деятельностью ребенка (игрой, рисованием), в ходе проведения других разделов обследования, а также в виде специально организованного обследования. В ходе обследования необходимо выявить речевую активность ребенка, понимание речи, активную речь, использование различных не вербальных средств. Уже в ходе предварительных наблюдений сурдопедагог фиксирует все спонтанные речевые реакции, отмечает особенности общения: стремится ли ребенок к контакту со взрослыми и детьми, какие средства коммуникации он использует, понимает ли простые словесные инструкции ( «играй»,«возьми куклу»). В процессе общения с ребенком необходимо зафиксировать внимание ребенка к говорящему взрослому, к его лицу, подражание предметным и речевым действиям. Эти показатели являются пред посылками развития языковой способности, необходимыми условиями речевого развития ребенка с нарушенным слухом.
Обследование речи — целостный процесс, в ходе которого, как правило, понимание речи и активное пользование ею проверяются при выполнении одних и тех заданий. Понимание речи проверяется в том случае, если в процессе предварительных наблюдений ребенок продемонстрировал понимание и употребление хотя бы небольшого коли чества полных или лепетных слов. Так, уже в процессе обыгрывания игрушек, рассматривания картинок фиксируются речевые реакции ребенка, ему задают простые вопросы, предлагают для выполнения несложные побуждения. Сурдопедагог дает ребенку игрушки или картинки с изображением знакомых предметов, просит показать не которые из них («Где мишка?,Где яблоко?»). Для некоторых глухих и слабослышащих детей такие вопросы могут оказаться недоступными, и им можно предложить лепетные слова («Где ав-ав?»). Для детей, которые понимают значения слов, представленных на картинках, предлагаются побуждения, предполагающие действия с игрушками или картинками («Возьми зайку. Дай мишку» и др.), или простые бытовые действия («Беги. Прыгай. Закрой глаза»). Для слабослышащих детей с фразовой речью для проверки понимания целесообразно дать более сложные конструкции, включающие большее количество глаголов, прилагательные, предлоги («Спрячь мяч под стол», «Принеси большого мишку», «Посади маленького мишку на стул»).
При проверке активной речи важно выявить, каким словарем пользуется ребенок, каков характер произнесения слов. С этой целью взрослый демонстрирует ребенку игрушки или картинки с изображением знакомых предметов, простых действий. Если ребенок не называет указанные предметы, он задает вопросы: «Кто это? Что это? Что делает?» Сурдопедагог фиксирует точное воспроизведение слова ребенком. Это могут быть полные, усеченные или лепетные слова. Следует проверить не только возможность самостоятельного называния предметов, действий, но и возможность подражания речи, повторения слов за взрослым, т. е. сопряжено-отраженное проговаривание. С этой целью сурдопедагог произносит слово сам, побуждает ребенка повторять за ним, анализируя, изменяется ли характер произнесения слова. Некоторые слабослышащие дети по подражанию педагогу воспроизводят «контур» слова, что положительно характеризует их речевые возможности. У слабослышащих детей, у которых есть хотя бы небольшой словарь, необходимо проверить наличие фразовой речи. С этой целью им даются картинки с изображением несложных сюжетов, предлагается рассмотреть и назвать происходящие события («Дети играют. Мальчик упал и плачет»).
В протоколе фиксируются все речевые реакции ребенка: отдельные звуки или звукосочетания, беззвучное артикулирование, наличие полных или лепетных слов, короткой или развернутой фразы.
В процессе проверки состояния речи также сурдопедагог обследует состояние произношения ребенка. У детей двух-трехлетнего возраста необходимо проверить произношение каждого звука, со стояние речевого дыхания, голос.
В процессе психолого-педагогического обследования тщательно фиксируются все невербальные средства, которыми пользуется ребенок. Это могут быть указания на предметы, естественные жесты, а у детей, имеющих родителей с нарушениями слуха, — и не которые жесты, принятые в среде глухих. Кроме того, дети с нарушениями слуха широко пользуются мимическими средствами, выразительными движениями тела и др. По ходу предъявления различных заданий важно зафиксировать внимание детей к жестам, мимике, позе взрослого.
Вся полученная сурдопедагогом информация о ребенке пополняется данными наблюдений воспитателей. Воспитателям принадлежит важная роль в организации наблюдений за вновь поступившим ребенком. Они по договоренности с сурдопедагогом определяют, за кем из детей будут проводиться наблюдения, обсуждают их содержание и форму фиксации.
Воспитатели проводят наблюдения за детьми в процессе различных режимных моментов, в свободной деятельности, организуют специальные игры, позволяющие выявить те или иные особенности развития. Они сосредотачивают свое внимание на особенностях поведения и личности ребенка, физическом и моторном развитии, уровне развития разных видов детской деятельности.
Воспитатели обращают внимание на то, как происходит адаптация ребенка к условиям детского сада, как ребенок переносит разлуку с родителями. В процессе наблюдений они фиксируют внима иие на особенностях поведения: как ребенок ведет себя в быту, в свободной деятельности, на занятиях, подчиняется ли требованиям взрослых, тянется ли к другим детям, стремится ли поддерживать общение, какие средства для этого использует. В повседневной жизни воспитатели выявляют особенности характера детей: одни спокойные, ласковые, другие, наоборот, — агрессивны, возбуждены.
Самое тщательное внимание воспитателям необходимо обратить на физическое и моторное развитие детей. Воспитатели отмечают соответствие физического развития ребенка его возрасту, ‚жксируют особенности внешнего вида. В процессе повседневных наблюдений следует обратить внимание на сформированность основных движений: ходьбы, бега, прыжков. Можно организовать и специальные игры, чтобы проверить развитие этих движений, а также лазания, ползания, метания. Это игры типа «Добеги (доползи, допрыгай) до куклы», которые можно провести в зале или на улице. Для объяснения задания воспитателю необходимо помимо речи использовать и показ движений, и естественные жесты. Воспитатель обращает внимание на характер выполнения заданий, возможные нарушения движений, индивидуальные трудности каждого ребенка.
Важное значение для пребывания ребенка в детском саду имеет сформированность навыков самообслуживания. Воспитатели наблюдают за тем, как ребенок самостоятельно умывается, ест, одевает ся, сформированы ли навыки опрятности.
Наблюдения за игрой осуществляются в процессе свободной деятельности детей и специально организованных игровых ситуациях. Используя заранее подобранные с учетом возраста и пола ребенка игрушки, воспитатели предлагают ребенку поиграть. Если же ребенок не начинает играть, воспитатель начинает игру сам, вовлекая ребенка. В ходе наблюдений за игрой оценивается наличие интереса к игре, стойкость игровых интересов, адекватность игровых действий, умение действовать с игрушками по подражанию взрос лому и самостоятельно. Наблюдал за игрой дошкольника с нарушенным слухом, оказывается возможным оценить ее уровень: будут ли это манипуляции с игрушками, процессуальные действия или цепочка игровых действий.
У детей старше трех лет необходимо проверить развитие изобразительной деятельности. Выявляется наличие интереса к рисованию, возможности предметного рисунка. Это выясняется в процессе свободного рисования, когда воспитатель дает ребенку фломастеры и бумагу и предлагает порисовать. Можно также предложить ребенку рисование по подражанию, когда сам воспитатель рисует предмет на одном листке бумаги, а ребенок — на другом. Интерес представляет и анализ рисунков ребенка, принесенных из дома.
Воспитатель тщательно фиксирует все наблюдения в специальной тетради, анализирует и обобщает их.
После проведения обследования детей сурдопедагог, воспитатели, психолог обсуждают вместе полученные данные, составляют психолого-педагогические характеристики, отражающие уровни развития детей при поступлении в дошкольное учреждение. По результатам первичных проверок могут быть выделены подгруппы детей и спланирована работа с каждой из них. Материалы первичного психолого-педагогического изучения детей являются основанием для планирования работы по различным разделам про граммы, определения содержания индивидуальной работы с каждым ребенком. По результатам проверок педагоги делают сообщения на педагогическом совете. В доступной форме эта информация доводится до сведения родителей. В соответствии с ней родителям даются советы по организации воспитания ребенка в семье. Все протоколы проверок и характеристики хранятся в личном деле ребенка.
В дальнейшем сурдопедагог и воспитатели ведут тщательный контроль за развитием детей в процессе их воспитания и обучения, анализируя совместно все достижения и трудности в усвоении материала, особенности их поведения, взаимоотношений с другими детьми. Специальные проверки усвоения программного материала проводятся сурдопедагогом и воспитателями в конце года при участии методиста дошкольного учреждения (старшего воспитателя). Усвоение материала программы проверяется сурдопедагогом на индивидуальных занятиях, а воспитателями — на контрольных занятиях по разным видам деятельности. Материалы проверок, конспекты занятий анализируются методистом с точки зрения соответствия предлагаемого детям материала требованиям программы данного года обучения. Результаты проверок усвоения материала программы по различным разделам обсуждаются воспитателями и сурдопедагогом. На их основании составляются развернутые психолого-педагогические характеристики, которые служат основанием для перевода ребенка в следующую возрастную группу.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы основные формы воспитания и обучения в дошкольном учреж дении для детей с нарушениями слуха?
2. Каковы наиболее распространенные формы занятий в детском саду для детей с нарушениями слуха?
З. Посетите фронтальное занятие в детском саду для глухих (для слабослышащих) детей и проанализируйте его.
4. Какими профессиональными знаниями должен владеть сурдопедагог дошкольного учреждения?
5. Какие личностные качества должны быть присущи сурдопедагогу?
б. Назовите специалистов, которые работают с детьми в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха.
7. В чем заключается взаимосвязь в работе сурдопедагога и воспитателя?
8. В чем заключается взаимодействие сурдопедагога и воспитателя в планировании работы?
9. Раскройте содержание психолого-педагогического обследования ребенка при поступлении в дошкольное учреждение.
Литература
Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. — М., 1986. Носкова Л. П. Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.
Назарова Н. М. Сурдопедагог: История, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. — М., 1992.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.
Сурдопедагогика/ Под ред. М. И. Никитиной. — М., 1989.
- Раздел 1. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогкки
- Раздел 1 Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
- § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- §2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- Раздел II Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего
- Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
- § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
- § 1. Причины нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
- Раздел III Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей
- § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
- Раздел V Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях
- Глава 1. Физическое воспитание
- Глава 2. Формирование детской деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Теоретические основы развития речи детей
- Глава 4. Обучение произношению глухихи слабослышащих детей
- Глава 5. Развитие слухового восприятия
- Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
- Раздел VI Развитие детей в процессе воспитания и обучения
- Глава 1. Умственное развитие
- Глава 2. Социально-личностное развитие
- § 1. Задачи и условия эстетического развития
- Раздел VII Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
- Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха