Закономерности и принципы воспитания
Общие закономерности воспитания
Закономерность - выражение закона в частных условиях. Закономерность выражается как тенденция.
Воспитание ребенка как движение совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Воспитатель должен инициировать активность воспитанника. Согласно этой закономерности, хороший педагог - тот, кто умеет организовать деятельность детей, ведущую к развитию их способностей.
Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и потому вариативно. Содержание определяется актуальными на данный момент развития потребностями. Пренебрежение актуальными потребностями может привести ребенка на асоциальную дорогу. Опережая потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если педагог отстает от потребностей ребенка, его работу выполнит случай. Согласно данной закономерности, хороший педагог - тот, кто умеет видеть, что происходит с растущим ребенком, что для него кажется самым главным в данный момент, и учитывает эти потребности.
Так как развитие идет через деятельность, то мы сталкиваемся с проблемой неготовности ребенка к деятельности. Решение данной проблемы - совместная раздельная деятельность. Согласно данной закономерности, хороший педагог тот, кто чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей.
Решающим для развития личности при самой интенсивной деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к миру. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно выражает свои отношения и не боится жизни. Воспитание подразумевает не только любовь, но и демонстрацию любви, положительное подкрепление. Любить ребенка - значит признавать за ним право быть таким, каков он есть, со своими характерными особенностями.
Воспитание должно носить скрытый характер.
Принципы воспитания
Принцип - исходное положение о способах достижения воспитательных целей.
принцип целенаправленности - предусматривает наличие у педагога представлений об идеальной модели личности, наделенной общечеловеческими ценностями
принцип непрерывности воспитания - постоянная связь между воспитателем и воспитанниками
принцип сотрудничества педагогов и воспитанников - предполагает построение воспитательного процесса как совместного творчества воспитателей и воспитанников
принцип опоры на положительное в личности воспитанника - поддержка и стимулирование позитивных тенденций в развитии личности
принцип воспитания личности в коллективе - коллектив - это одно из важнейших средств формирования личности
принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника - сочетание положительной оценки личности воспитанника с заботой о его развитии
принцип дифференцированного подхода в воспитании - требует ориентации на личностные особенности школьника (учет возрастных особенностей, половозрастное общение, личностные особенности)
принцип взаимосвязи воспитания с общественными процессами - предусматривает включение школьников в систему социальных отношений
принцип целостности процесса воспитания - предполагает использование всех возможностей процесса воспитания для всестороннего развития личности
- Воспитание как социально-педагогический феномен
- Цели воспитания
- Противоречие как движущая сила воспитательного процесса
- Закономерности и принципы воспитания
- Сущность процесса самовоспитания. Стимулирование самовоспитания
- Методы формирования сознания личности.
- Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки
- Основные направления деятельности кл рука в системе воспитательной работы школы
- Подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии. Система профессиональной ориентации в школе и условия её эффективности
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива
- Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом
- Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем
- Формирование у школьников основ научного мировоззрения
- Цель, задачи и содержание воспитания культуры межнационального общения
- Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения
- Проблемы семейного воспитания. Тенденции современного семейного воспитания
- Цель, задачи, принципы и содержание семейного воспитания
- Цель и задачи эстетического воспитания. Основные источники, средства и формы эстетического воспитания
- Экологическое воспитание. Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы экологического воспитания
- Цель, задачи, методы и формы патриотического воспитания. Содержание, методы и формы патриотического и интернационального воспитания
- Цель и задачи трудового воспитания. Основные методы трудового воспитания и трудовой деятельности школьников
- Цель и задачи физического воспитания. Содержание, средства и формы физического воспитания
- Цель и задачи гражданского воспитания. Содержание и формы гражданского воспитания в современной школе
- Цель и задачи нравственного воспитания. Содержание и методы нравственного воспитания