logo
Педагогика экзамен 2 курс

Закономерности и принципы воспитания

Общие закономерности воспитания

Закономерность - выражение закона в частных условиях. Закономерность выражается как тенденция.

Воспитание ребенка как движение совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Воспитатель должен инициировать активность воспитанника. Согласно этой закономерности, хороший педагог - тот, кто умеет организовать деятельность детей, ведущую к развитию их способностей.

Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и потому вариативно. Содержание определяется актуальными на данный момент развития потребностями. Пренебрежение актуальными потребностями может привести ребенка на асоциальную дорогу. Опережая потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если педагог отстает от потребностей ребенка, его работу выполнит случай. Согласно данной закономерности, хороший педагог - тот, кто умеет видеть, что происходит с растущим ребенком, что для него кажется самым главным в данный момент, и учитывает эти потребности.

Так как развитие идет через деятельность, то мы сталкиваемся с проблемой неготовности ребенка к деятельности. Решение данной проблемы - совместная раздельная деятельность. Согласно данной закономерности, хороший педагог тот, кто чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей.

Решающим для развития личности при самой интенсивной деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к миру. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно выражает свои отношения и не боится жизни. Воспитание подразумевает не только любовь, но и демонстрацию любви, положительное подкрепление. Любить ребенка - значит признавать за ним право быть таким, каков он есть, со своими характерными особенностями.

Воспитание должно носить скрытый характер.

Принципы воспитания

Принцип - исходное положение о способах достижения воспитательных целей.

принцип целенаправленности - предусматривает наличие у педагога представлений об идеальной модели личности, наделенной общечеловеческими ценностями

принцип непрерывности воспитания - постоянная связь между воспитателем и воспитанниками

принцип сотрудничества педагогов и воспитанников - предполагает построение воспитательного процесса как совместного творчества воспитателей и воспитанников

принцип опоры на положительное в личности воспитанника - поддержка и стимулирование позитивных тенденций в развитии личности

принцип воспитания личности в коллективе - коллектив - это одно из важнейших средств формирования личности

принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника - сочетание положительной оценки личности воспитанника с заботой о его развитии

принцип дифференцированного подхода в воспитании - требует ориентации на личностные особенности школьника (учет возрастных особенностей, половозрастное общение, личностные особенности)

принцип взаимосвязи воспитания с общественными процессами - предусматривает включение школьников в систему социальных отношений

принцип целостности процесса воспитания - предполагает использование всех возможностей процесса воспитания для всестороннего развития личности