Методы формирования сознания личности.
Под методом в педагогике понимается способ достижения цели. Метод воспитания - это упорядоченный способ совместной деятельности педагогов и воспитанников по достижению воспитательных целей.
Методы формирования сознания личности, наряду с методами формирования поведения, относятся, по классификации Д.М. Гришина, основанной на логике процесса воспитания, к основным методам воспитания. Методов формирования сознания три:
убеждение
внушение
метод проблемных ситуаций.
Метод убеждения
Убеждение - способ словесного воздействия на разум, чувства и волю ученика.
Формы применения:
беседа (индивидуальная и коллективная)
рассказ
дискуссия (диспут)
комментированное чтение
Условия эффективного использования:
не допускать морализирования
искренность и убежденность в своей правоте
единство рационального и эмоционального
доверительность отношений и педагогический такт
учет особенностей класса
опора на общественное мнение
Метод внушения
Внушение - способ словесного воздействия на психику воспитанника.
Виды внушения:
прямое (приказ)
косвенное (намек, одобрение, осуждение)
самовнушение
Условия эффективного использования:
доверительность отношений
владение техникой внушения
Метод проблемных ситуаций
Суть данного метода заключается в моделировании человеческих отношений на основе конкретной противоречивой ситуации.
Виды ситуаций:
аналитическая (дается законченная ситуация)
оценочная
прогностическая (ситуация не закончена)
альтернативная (неоднозначно законченная ситуация)
ситуация нравственного конфликта (есть варианты выбора)
Условия эффективного использования:
соответствие содержания ситуации конкретной задаче воспитания
доверительность отношений и педагогический такт
правильная редакция текста ситуации
- Воспитание как социально-педагогический феномен
- Цели воспитания
- Противоречие как движущая сила воспитательного процесса
- Закономерности и принципы воспитания
- Сущность процесса самовоспитания. Стимулирование самовоспитания
- Методы формирования сознания личности.
- Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки
- Основные направления деятельности кл рука в системе воспитательной работы школы
- Подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии. Система профессиональной ориентации в школе и условия её эффективности
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива
- Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом
- Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем
- Формирование у школьников основ научного мировоззрения
- Цель, задачи и содержание воспитания культуры межнационального общения
- Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения
- Проблемы семейного воспитания. Тенденции современного семейного воспитания
- Цель, задачи, принципы и содержание семейного воспитания
- Цель и задачи эстетического воспитания. Основные источники, средства и формы эстетического воспитания
- Экологическое воспитание. Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы экологического воспитания
- Цель, задачи, методы и формы патриотического воспитания. Содержание, методы и формы патриотического и интернационального воспитания
- Цель и задачи трудового воспитания. Основные методы трудового воспитания и трудовой деятельности школьников
- Цель и задачи физического воспитания. Содержание, средства и формы физического воспитания
- Цель и задачи гражданского воспитания. Содержание и формы гражданского воспитания в современной школе
- Цель и задачи нравственного воспитания. Содержание и методы нравственного воспитания