Цель, задачи, принципы и содержание семейного воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.
Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:
гуманность и милосердие к растущему человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений в семье;
последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.
- Воспитание как социально-педагогический феномен
- Цели воспитания
- Противоречие как движущая сила воспитательного процесса
- Закономерности и принципы воспитания
- Сущность процесса самовоспитания. Стимулирование самовоспитания
- Методы формирования сознания личности.
- Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки
- Основные направления деятельности кл рука в системе воспитательной работы школы
- Подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии. Система профессиональной ориентации в школе и условия её эффективности
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива
- Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом
- Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем
- Формирование у школьников основ научного мировоззрения
- Цель, задачи и содержание воспитания культуры межнационального общения
- Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения
- Проблемы семейного воспитания. Тенденции современного семейного воспитания
- Цель, задачи, принципы и содержание семейного воспитания
- Цель и задачи эстетического воспитания. Основные источники, средства и формы эстетического воспитания
- Экологическое воспитание. Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы экологического воспитания
- Цель, задачи, методы и формы патриотического воспитания. Содержание, методы и формы патриотического и интернационального воспитания
- Цель и задачи трудового воспитания. Основные методы трудового воспитания и трудовой деятельности школьников
- Цель и задачи физического воспитания. Содержание, средства и формы физического воспитания
- Цель и задачи гражданского воспитания. Содержание и формы гражданского воспитания в современной школе
- Цель и задачи нравственного воспитания. Содержание и методы нравственного воспитания