Цель, задачи и содержание воспитания культуры межнационального общения
Проблемы патриотизма и межнационального общения всегда были и будут актуальными, ими всегда интересовались ученые многих стран. Вопросы патриотизма и межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Межнациональное общение – это вид социального общения, обусловленный основными сферами взаимодействия народов – экономикой, политикой, наукой, культурой, языком.
Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель всех образовательных учреждений – не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты.
Основными чертами и критериями этики межнационального общения являются:
осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми, понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизации общечеловеческих и национальных интересов;
нераздельное чувство национальной и общенародной (народов страны проживания) гордости, принадлежности к роду человеческому;
чувство дружбы между народами страны проживания, единства семьи человеческой;
забота о судьбах «малой родины», большой родины, всей планеты Земля;
понимание необходимости трудиться на благо своей нации, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; * стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны проживания и всего мира;
неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа, народов страны проживания, мировой демократической культуре; * знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;
национальная скромность и забота о достоинстве своей нации, народов стран проживания, всего человечества;
глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности и любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе отказ от привычки различать людей по их национальному и расовому происхождению; * правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена;
нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению и повышению этики межнационального общения.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место. Любовь к родине, писал Ушинский, – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Шовинизм и ненависть к народам ничего общего не имеют со святым и самым глубоким нравственным чувством патриотизма, являющимся, по Ушинскому, ярким проявлением подлинной народности, творческой и активной силы народа.
Нравственное развитие ребенка не может строиться на страхе наказания. В этом случае парализуется разумная деятельность и воля ребенка, развивается умение лицемерить, ловчить. Оно не может строиться и на основе авторитарности, утомительных «словесных назиданий», «приказной морали», что для ребенка является тем же наказанием, раня, его деятельную душу и отчуждающим от воспитателя. Мораль приходит к ребенку «через сношения со взрослыми и товарищами», строящиеся на основе любви, взаимного расположения, разумной совместной деятельности.
Бесконечные же «моральные проповеди» затрудняют ребенку его «нормальное развитие из собственных своих действии и действий других, которые и есть единственное прочное».
Все школьное учение и вся школьная жизнь должны иметь нравственное направление. Над детьми велика сила примера. В школе это прежде всего нравственное влияние личности учителя. Это он создает в школе атмосферу серьезности, допускающую шутку, «не превращая всего дела в шутку», проявляет «ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброту без слабости». В такой школе обеспечиваются «порядок без педантизма» и «постоянная разумная деятельность ребенка». В такой школе нет места наказаниям, в ней остаются только легкие взыскания и одобрения, а также разумные требования учителя. В своих требованиях учитель выражает «образ действий» ребёнка в ясном для него коротком правиле и неуклонно следит за его выполнением. Нравственный пример родителей и учителя дополняется в процессе обучения «примером книжным» – нравственным влиянием истории, литературы и других учебных предметов, формирующих правильные жизненно нравственные идеалы молодого поколении.
Психологическая безграмотность, отсутствие культуры общения в стрессовых ситуациях особенно пагубно сказываются в области межнациональных отношений. Национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию, особенно когда представителей некоторых народностей суверенных республик называют мигрантами, оккупантами, инородцами, нацменами и т. п.
Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания целесообразно по таким параметрам:
отношения народов и стран мира, формирование общечеловеческих чувств сознания и культуры межнационального общения;
отношения народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;
отношения народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;
отношения народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;
этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотических чувств и сознания;
этносоциальные условия национально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных, дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.
При организации процесса воспитания у учащихся культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней развития межнациональных отношений.
Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, способность правильно реагировать на воздействия среды
- Воспитание как социально-педагогический феномен
- Цели воспитания
- Противоречие как движущая сила воспитательного процесса
- Закономерности и принципы воспитания
- Сущность процесса самовоспитания. Стимулирование самовоспитания
- Методы формирования сознания личности.
- Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки
- Основные направления деятельности кл рука в системе воспитательной работы школы
- Подготовка учащихся к сознательному выбору будущей профессии. Система профессиональной ориентации в школе и условия её эффективности
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива
- Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом
- Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем
- Формирование у школьников основ научного мировоззрения
- Цель, задачи и содержание воспитания культуры межнационального общения
- Сущность экономического образования и воспитания, его место в системе социального воспитания подрастающего поколения
- Проблемы семейного воспитания. Тенденции современного семейного воспитания
- Цель, задачи, принципы и содержание семейного воспитания
- Цель и задачи эстетического воспитания. Основные источники, средства и формы эстетического воспитания
- Экологическое воспитание. Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы экологического воспитания
- Цель, задачи, методы и формы патриотического воспитания. Содержание, методы и формы патриотического и интернационального воспитания
- Цель и задачи трудового воспитания. Основные методы трудового воспитания и трудовой деятельности школьников
- Цель и задачи физического воспитания. Содержание, средства и формы физического воспитания
- Цель и задачи гражданского воспитания. Содержание и формы гражданского воспитания в современной школе
- Цель и задачи нравственного воспитания. Содержание и методы нравственного воспитания