Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования экологической культуры
При подготовке к занятию необходимо уяснить, что до трех лет мышление ребенка преимущественно связано с непосредственным восприятием. Поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста в сферу познания ребенка обязательно должны входить объекты ближайшего природного окружения, за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать. Постепенно у детей накапливаются представления об окружающей природе, происходит переход к мышлению обобщенными представлениями, формируется способность к пониманию разнообразных зависимостей природы. Уровень развития знаний и мышления, антропоморфический способ осмысления окружающего мира, высокая эмоциональность детей дошкольного возраста могут служить опорой для реализации задач экологического образования.
Важно помнить, что экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития экологически направленной личности, предусматривающий формирование системы знаний, умений, ценностных ориентацией, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность каждого за состояние и улучшение социоприродной среды.
Воспитание в начальных формах экологической культуры личности - основная цель экологического образования дошкольников. Эта цель может конкретизироваться в задачах, решение которых предусматривает: формирование системы природоведческих знаний, системы познавательных и практических умений и навыков по уходу за растениями и животными; воспитание бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; развитие у детей эстетического восприятия природы; воспитание культуры поведения в природе. В результате педагогического воздействия у ребенка к концу дошкольного возраста должна быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с природой. В качестве проявлений экологической воспитанности исследователи называют интерес к природе, желание активно участвовать в экологически ориентированной деятельности, эмоциональные реакции при встрече с прекрасным, стремление оказать помощь живым существам.
Ядро экологического сознания составляет интеллектуальная сфера личности, воплощающая в себе познавательный опыт, аналитико-синтетическая деятельность по овладению закономерностями природы. Спектр экологических знаний обширен. Поэтому содержание экологических знаний для детей дошкольного возраста отбирается, исходя из комплекса принципов (научности, доступности, гуманистичности, прогностичности и т.д.)
Одним из важных требований, предъявляемых к содержанию и характеру природоведческих знаний дошкольников, выступает системность, положенная в основу формирования системы знаний детей о растениях и животных как живых существах.
Системные знания о природе, человеке как ее части, живом организме, их самоценности представляют собой содержательный компонент воспитания соответствующего отношения к окружающему. В эпоху глобального экологического кризиса особую актуальность приобретает ответственное отношение к природе. Оно формируется, исходя из убеждения, что природа принадлежит настоящим и будущим поколениям, на основе знания и выполнения правил поведения в природной среде.
Особую роль в экологическом сознании играет чувственная сфера. Это - моральные чувства (помогают человеку совершать нравственный поступок, мгновенно реагируя на возникшую ситуацию) и эстетические (способствуют формированию определенных ценностных отношений). Сознание немыслимо также без волевых устремлений, побуждающих сознательно регулировать свое поведение и деятельность в затруднительных условиях.
Следовательно, процесс формирования экологической культуры и сознания дошкольников предполагает единство следующих направлений - усвоения знаний и умений экологически грамотного поведения, эмоциональных переживаний, осознанно-правильного отношения к природе. Реализация этих направлений предусмотрена авторами комплексных и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников. Их анализ позволит разобраться в современных подходах к экологическому образованию дошкольников.
- Тема 1. Обучающая и воспитывающая функции природы в истории педагогики
- Занятие 1. Природа как средство воспитания в истории педагогической мысли (2часа)
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. Институтов / Сост. Н.Б. Мчелидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова.- м.: Просвещение, 2004.
- Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования экологической культуры
- Занятие 1. Экологическое образование — направление дошкольной педагогики (2часа)
- Богданец т. Экологические знания - первые представления о мире // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12 – с. 14-17.
- Зебзеева в. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – с. 75-78.
- Занятие 2. Современные программы экологического образования дошкольников (2часа)
- «Мы». Программа экологического образования детей /н.Н. Кондратьева и др. – Спб: «Детство-пресс», 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, в.В. Гербовой, т.С. Комаровой. – м: Мозаика-Синтез, 2005.
- Рыжова н.А. Наш дом - природа. Программа экологического образования дошкольников // я и природа. — м.: «Карапуз-Дидактика», 2005.
- Тема 3. Условия экологического образования дошкольников
- Занятие 1-2. Уголок природы как форма организации экологоразвивающей среды в дошкольном учреждении (4часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Организация участка дошкольного учреждения (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 4. Наглядные методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1. Наблюдение – основной метод формирования экологической культуры дошкольников (2 часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 2. Использование иллюстративных средств и моделей в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Календарь природы - средство экологического образования дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 5. Практические методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1. Опыты в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 2. Труд в природе как метод воспитания экологически направленной личности в дошкольном возрасте (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 6. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1-3. Использование словесных методов в решении задач экологического образования дошкольников (6 часов)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 7. Формы организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении
- Занятие 1-2. Занятия и экскурсии в экологическом образовании дошкольников (4 часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Комплексные и развлекательные мероприятия в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл, ул. К. Маркса, 36
- 607220, Г.Арзамас, Нижегородская обл., ул. К. Маркса, 36