Тема 7. Формы организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении
Методы обучения в их различных сочетаниях применяются в тех или иных организационных формах.
Исследования и передовой опыт работы воспитателей показывают, что занятия являются одной из основных форм экологического образования дошкольников. Они разнообразны по содержанию и роли, которая отводится им в процессе познания мира природы. Необходимо обратить внимание, что на одних занятиях осуществляется формирование первоначальных представлений, на других - они обогащаются, углубляются, закрепляются. Итоговые занятия посвящены выделению существенных и характерных признаков объектов или явлений природы, и на этой основе обобщению, систематизации приобретенных знаний. Выделяются также занятия, предусматривающие трудовую деятельность детей. Широко применяются интегрированные занятия, позволяющие комплексно решать ряд важных задач из различных разделов воспитательно-образовательной работы.
На эколого-ориентированных занятиях реализуются принципы научности, доступности, воспитывающего и развивающего обучения. Выбор методов зависит от характера задач, возрастных возможностей дошкольников, особенностей изучаемого природного объекта. Своеобразие организации и проведения занятий в разных возрастных группах проявляется структуре, использовании комплекса методов и приемов обучения, степени самостоятельности детей.
Экскурсия – действенная форма организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которая способствует гармоническому развитию личности (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Т.А. Куликова, М.В. Лучич, Е.И. Тихеева и др.). Экскурсия предоставляет великолепные возможности для ознакомления с богатством красок, форм, запахов, звуков природы, учит ориентироваться на местности, наблюдать, находить примеры взаимосвязи организмов и окружающей среды. У дошкольников накапливаются обобщенные представления о сезонной жизни природы (цикличность и характерные признаки сезонов, динамика явлений, обусловленность изменений в жизни растений и животных переменами в неживой природе, адаптация организмов к меняющимся условиям, труд людей в природе и др.), воспитывается действенная любовь к родному краю, стремление заботиться о живых существах, оберегать места их обитания, правильно вести себя в природе.
Экскурсия требует тщательной подготовки (определение места проведения, продолжительности, содержания и чередования структурных компонентов, особенностей организации и приемов активизации познавательной и практической деятельности детей, послеэкскурсионной работы и др.).
Целевые прогулки связаны с занятиями, дополняют и расширяют представления, формируемые в повседневной жизни. Их содержание, в отличие от экскурсий, ограничено по своей направленности, объем задач небольшой (наблюдение гнездования грачей, сбора ягод, и т.д.). Педагог выбирает куда пойти, что посмотреть исходя из природного окружения дошкольного учреждения, наиболее ярких сезонных явлений, возможностей своих воспитанников, проведенной с ними работы. Повседневные прогулки, обеспечивают непосредственное общение с природой в разные сезоны, знакомство с теми явлениями, представления о которых складываются в течение длительного времени, а также активную деятельность детей в природе.
В процессе изучения литературы по теме необходимо обратить внимание, что в экологическом образовании дошкольников можно проводить мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющие большое развивающее значение. Большие эмоциональные впечатления у детей вызывают походы – комплексные мероприятия, в процессе которых решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Следует учесть, что проведение похода требует серьезной подготовки, в которой принимают участие разные специалисты педагогического коллектива. Не меньшая подготовка необходима для организации природоохранных акций, праздников и досугов. Их педагогический смысл заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.
- Тема 1. Обучающая и воспитывающая функции природы в истории педагогики
- Занятие 1. Природа как средство воспитания в истории педагогической мысли (2часа)
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. Институтов / Сост. Н.Б. Мчелидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова.- м.: Просвещение, 2004.
- Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования экологической культуры
- Занятие 1. Экологическое образование — направление дошкольной педагогики (2часа)
- Богданец т. Экологические знания - первые представления о мире // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12 – с. 14-17.
- Зебзеева в. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – с. 75-78.
- Занятие 2. Современные программы экологического образования дошкольников (2часа)
- «Мы». Программа экологического образования детей /н.Н. Кондратьева и др. – Спб: «Детство-пресс», 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, в.В. Гербовой, т.С. Комаровой. – м: Мозаика-Синтез, 2005.
- Рыжова н.А. Наш дом - природа. Программа экологического образования дошкольников // я и природа. — м.: «Карапуз-Дидактика», 2005.
- Тема 3. Условия экологического образования дошкольников
- Занятие 1-2. Уголок природы как форма организации экологоразвивающей среды в дошкольном учреждении (4часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Организация участка дошкольного учреждения (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 4. Наглядные методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1. Наблюдение – основной метод формирования экологической культуры дошкольников (2 часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 2. Использование иллюстративных средств и моделей в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Календарь природы - средство экологического образования дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 5. Практические методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1. Опыты в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 2. Труд в природе как метод воспитания экологически направленной личности в дошкольном возрасте (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 6. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1-3. Использование словесных методов в решении задач экологического образования дошкольников (6 часов)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 7. Формы организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении
- Занятие 1-2. Занятия и экскурсии в экологическом образовании дошкольников (4 часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Комплексные и развлекательные мероприятия в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл, ул. К. Маркса, 36
- 607220, Г.Арзамас, Нижегородская обл., ул. К. Маркса, 36