logo
ТМЭО 2 Клюева

Тема 6. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников

Группу словесных методов, используемых в экологическом образовании дошкольников, составляют - беседа, рассказ воспитателя и чтение книг о природе. В ходе изучения методики их применения, следует обратить внимание на важность сочетания слова с наглядностью, на способность детей к пониманию речи, сосредоточению на воспринимаемом, на необходимость наличия у детей ярких, конкретных представлений о том явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Необходимо уяснить, что важнейшим методом экологического образования является чтение художественной литературы, специфической функцией которой является создание эмоционального отношения к явлениям природы. В природоведческой литературе для детей сложнейшие явления природы показаны с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, художественной форме. Во многих произведениях заложена идея ответственности человека перед природой, призыв беречь ее.

Особую значимость имеет такой жанр художественной литературы как сказка, являясь результатом познания природы, построенного на интеграции науки и искусства. Эта особенность ярко проявляется в экологической сказке — одном из жанров литературы для дошкольников. Она в увлекательной форме знакомит с растениями и животными, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе, воспитывает ценностные ориентации, развивает интерес к окружающему.

Полноценное использование природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников достигается благодаря созданию определенных условий: создание определенной эмоциональной атмосферы, эмоциональное отношение педагога к читаемому, рассматривание иллюстраций. Но вместе с тем чтению книги должен предшествовать комплекс наблюдений явлений природы, в ходе которого развивается непосредственный опыт общения детей с природой.

Важным методом, как при непосредственном, так и опосредованном общении детей с природой является беседа. В зависимости от дидактических целей беседы принято делить на следующие виды: установочные, итоговые, эвристические. Хорошо продуманный иллюстративный материал является обязательным требованием не только к проведению бесед, но и должен сопровождать рассказ педагога. Основная цель рассказа педагога – создать у детей точное, конкретное представление о явлении природы. Рассказы о природе педагог использует на занятиях, прогулках и экскурсиях, в повседневном общении.