Тема 6. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников
Группу словесных методов, используемых в экологическом образовании дошкольников, составляют - беседа, рассказ воспитателя и чтение книг о природе. В ходе изучения методики их применения, следует обратить внимание на важность сочетания слова с наглядностью, на способность детей к пониманию речи, сосредоточению на воспринимаемом, на необходимость наличия у детей ярких, конкретных представлений о том явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.
Необходимо уяснить, что важнейшим методом экологического образования является чтение художественной литературы, специфической функцией которой является создание эмоционального отношения к явлениям природы. В природоведческой литературе для детей сложнейшие явления природы показаны с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, художественной форме. Во многих произведениях заложена идея ответственности человека перед природой, призыв беречь ее.
Особую значимость имеет такой жанр художественной литературы как сказка, являясь результатом познания природы, построенного на интеграции науки и искусства. Эта особенность ярко проявляется в экологической сказке — одном из жанров литературы для дошкольников. Она в увлекательной форме знакомит с растениями и животными, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе, воспитывает ценностные ориентации, развивает интерес к окружающему.
Полноценное использование природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников достигается благодаря созданию определенных условий: создание определенной эмоциональной атмосферы, эмоциональное отношение педагога к читаемому, рассматривание иллюстраций. Но вместе с тем чтению книги должен предшествовать комплекс наблюдений явлений природы, в ходе которого развивается непосредственный опыт общения детей с природой.
Важным методом, как при непосредственном, так и опосредованном общении детей с природой является беседа. В зависимости от дидактических целей беседы принято делить на следующие виды: установочные, итоговые, эвристические. Хорошо продуманный иллюстративный материал является обязательным требованием не только к проведению бесед, но и должен сопровождать рассказ педагога. Основная цель рассказа педагога – создать у детей точное, конкретное представление о явлении природы. Рассказы о природе педагог использует на занятиях, прогулках и экскурсиях, в повседневном общении.
- Тема 1. Обучающая и воспитывающая функции природы в истории педагогики
- Занятие 1. Природа как средство воспитания в истории педагогической мысли (2часа)
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. Институтов / Сост. Н.Б. Мчелидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова.- м.: Просвещение, 2004.
- Тема 2. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования экологической культуры
- Занятие 1. Экологическое образование — направление дошкольной педагогики (2часа)
- Богданец т. Экологические знания - первые представления о мире // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12 – с. 14-17.
- Зебзеева в. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – с. 75-78.
- Занятие 2. Современные программы экологического образования дошкольников (2часа)
- «Мы». Программа экологического образования детей /н.Н. Кондратьева и др. – Спб: «Детство-пресс», 2006.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой, в.В. Гербовой, т.С. Комаровой. – м: Мозаика-Синтез, 2005.
- Рыжова н.А. Наш дом - природа. Программа экологического образования дошкольников // я и природа. — м.: «Карапуз-Дидактика», 2005.
- Тема 3. Условия экологического образования дошкольников
- Занятие 1-2. Уголок природы как форма организации экологоразвивающей среды в дошкольном учреждении (4часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Организация участка дошкольного учреждения (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 4. Наглядные методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1. Наблюдение – основной метод формирования экологической культуры дошкольников (2 часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 2. Использование иллюстративных средств и моделей в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Календарь природы - средство экологического образования дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 5. Практические методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1. Опыты в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 2. Труд в природе как метод воспитания экологически направленной личности в дошкольном возрасте (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 6. Словесные методы в экологическом образовании дошкольников
- Занятие 1-3. Использование словесных методов в решении задач экологического образования дошкольников (6 часов)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Тема 7. Формы организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении
- Занятие 1-2. Занятия и экскурсии в экологическом образовании дошкольников (4 часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- Занятие 3. Комплексные и развлекательные мероприятия в экологическом образовании дошкольников (2часа)
- Николаева с.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – м.: Изд. Центр «Академия», 2005.
- 607220, Г. Арзамас, Нижегородская обл, ул. К. Маркса, 36
- 607220, Г.Арзамас, Нижегородская обл., ул. К. Маркса, 36