logo
Информация для ГЭК

Этап: начало XX века.

В октябре 1917 г. в России произошла революция, коренным образом изменившая судьбу нашей страны в целом и социальной педагогики – в частности. Изменилось, во-первых, положение церкви, которая лишилась возможности оказывать прежнюю социальную помощь нуждающимся. Во-вторых, изменилось отношение к благотворительности, которая превратилось в явление чуждое советскому строю. Таким образом, государство фактически перестало терпеть тех, кто помимо него заботился о детях и всех тех, кто нуждался в социальной помощи. Государство приняло функцию социально-педагогической помощи всецело на себя, но в полной мере не могло справиться с ней. Когда в стране установился авторитарный (властный, основанный на жестком подчинении) режим, стали происходить гонения во всех сферах общественной жизни, в том числе в педагогике и в образовании.

Придя к власти, большевики превратили детство в сферу особого государственного интереса и повышенного внимания, полагая, что в ребенке можно воспитать те качества, которые больше всего значимы для строительства социализма. В первое послереволюционное десятилетие в основе всех проектов детства в той или иной степени лежало формирование «нового» советского человека.

На практике у советских ученых отсутствовало четкое понимание того, как воплотить этот и другие проекты в жизнь, поэтому революционный идеал всесторонне развитой, гармоничной личности, а вместе с ним образ активного маленького строителя нового общества корректировались вместе с политическим, социально-экономическим развитием государства и общества.

Система воспитания советского человека была построена на коммунистическом воспитании, понимаемом как планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.

Научные основы теории коммунистического воспитания были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-исторический характер, связали воспитание людей с переустройством общественных отношений, с активной ролью людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека – это совокупность тех общественных отношений, которые он застает при рождении и усваивает в процессе общественно-преобразующей деятельности. В процессе этой деятельности происходит формирование общественной сущности человека, его сознания, нравственных и эстетических чувств, самовоспитание человека.

На основе закономерностей социально-исторического развития и анализа общественных потребностей К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали роль коммунистического воспитания как всестороннее гармоническое развитие всех духовных и физических сил каждого члена общества.

Составной частью коммунистического воспитания являлось атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религиозных предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.

Коммунистическое воспитание – это творческий процесс, связанный с активным участием людей в строительстве коммунизма, с борьбой за новое общество. Именно в трудовой деятельности достигается единство теории и практики, знания превращаются в убеждения, становятся нормой повседневного поведения, руководством к практической деятельности.

В программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма. Этот кодекс включает такие нравственные принципы, как преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству (страсть к наживе, накоплению); дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; непримиримость к врагам коммунизма, мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися всех стран.

Важнейшей составной частью коммунистического воспитания являлось эстетическое воспитание, цель которого – воспитание творческих способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовной жизни человека. В социалистическом обществе сложилась и развивается специальная система художественного образования и воспитания широких народных масс, приобщения их к различным формам эстетической деятельности.

Коммунистическое воспитание включало в себя и физическое воспитание, которое способствует укреплению здоровья, способствует росту трудовых возможностей людей, совершенствует их нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития человека.

Воспитательная работа предполагает также и самовоспитание. Требовательность к самому себе, к своему поведению, способность к самодисциплине, самоорганизованности, умение, – это важнейшая сторона формирования нового человека.

Коммунистическое воспитание подрастающих поколений было основной задачей всех учебных заведений страны.

В первые годы советской власти детская беспризорность стала первостепенной проблемой правительства и общества.

В 1917 г. все приюты и сиротские дома правительство преобразовало в государственные, определив их в ведение Народного комиссариата социального обеспечения. В 1919 г. создается Государственный совет защиты детей под председательством Анатолия Васильевича Луначарского. А.В. Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы. Политехнизация образования понималась им как триединая программа:

  1. как содержание образования, тесно связанное с жизнью, реальным трудом;

  2. как обучение через труд, связанное с внедрением в процесс обучения активных методов преподавания (экскурсии, лабораторные занятия и т.п.);

  3. как приобщение детей и подростков к общественно полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских.

Данный совет проводит эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы страны. (почитать побробнее)

К 1921 г. в стране количество бездомных детей увеличивается до 4,5 млн. человек. Создается комиссия по улучшению жизни детей под руководством Феликса Эдмундовича Дзержинского. Данная комиссия координировала работу всех ведомств по ликвидации беспризорности. В этот период создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, ставилась цель определить всех беспризорных детей в детские дома, подготовить их к самостоятельной жизни.

В период борьбы с беспризорностью было открыто много новых приемников-распределителей по определению детей в детские дома, практиковались усыновление (принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями), патронат (форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, с заключением договора возмездного оказания услуг), назначение опеки (принятие в дом ребенка до 14-летнего возраста на правах воспитуемого).

В 20-30 годы 20 века помимо приютов и детских домов для беспризорных детей открывались трудовые дома, трудовые колонии, детские коммуны, детские городки и пионерские дома.

Во время войны и на протяжении двадцати лет послевоенного времени сеть внешкольных детских учреждений сократилась. При­чинами были не только экономические трудности, но и дискус­сии ученых-педагогов, в результате которых труд и игра изгоня­лись из школы, что, в свою очередь, сказалось на содержании работы внешкольных учреждений.

Общественно-педагогическое движение в стране, направлен­ное на организацию досуга детей и подростков, выливалось в от­дельные направления. Если в 20-е гг. это была организация дет­ских клубов, то в 40-е – это тимуровское движение, в 50-60-е – «коммунарское движение», в 70-е – создание педагогических от­рядов, возникновение родительских «семейных клубов» в 80-е гг.

Все эти движения были отдельными очагами решения вопро­са социального воспитания подростков и детей. Организатора­ми клубов, центров, движений и секций были энтузиасты, а все эти объединения ютились в подвалах, в домах, подлежащих сно­су. Сюда приходили подростки, которые, отойдя от пионерской организации и школьного комсомола, оказывались во дворе. Энтузиасты-организаторы, создавая клубы и различные юноше­ские объединения, стремились сплотить все «воспитательные силы» микрорайона, экспериментировали в области социализации личности подростка. Это явление в нашем обществе было закономерным. В тот период наблюдался кризис семьи, когда она, как главное звено в социализации личности, не справлялась с этой функцией. В школе же, ставшей только обучающей, воспи­тание сосредоточивалось в руках классного руководителя (одно­го на 40 детей) и все формализующихся пионерской и комсомоль­ской организаций. Главным фактором социализации личности становилась среда.

С 1990 г. в Москве, в Марьиной роще на­чала функционировать опытная станция по внешкольному воспи­танию АН России. Станция не только превратилась в научный центр обобщения опыта, привлечения населения к воспитанию детей в последние тридцать лет, но и стала районным социально-педагогическим комп­лексом, где в клубах и кружках были заняты дети и подростки, и где к воспитанию ребят привлекалась взрослое население.

Обобщая опыт социального воспитания в практике воспитательных учреждений, следует отметить одно из направлений 20-30 гг. – это воспитание личности в коллективе. Это направление деятельности характеризуется как учебно-воспитательная работа педагогических коллективов в детских домах, трудовых коммунах, воспитательных колониях. Некоторые методы воспитания в коллективе применялись и в общеобразовательной школе.

Воспитание в коллективе целиком и полностью соответствовало задачам воспитания советского человека.

В 80- е годы в советском образовании наступил кризис. Но отдельные педагоги-новаторы создавали уникальный опыт работы с детьми. Одним из направлений новаторства стала педагогика сотрудничества.

В основе педагогики сотрудничества – глубокий гуманизм и демократизм, уважение к личности ребенка, сочетание доверия с разумной требовательностью, вовлечение детей в совместную со взрослыми активную. Творческую, преобразующую окружающий мир деятельность, опора на интересы и потребности детей, учет их реальных сил и способностей.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи: