Тема «социальное воспитание»
Социальное воспитание.
Социально воспитание – понятие многомерное, включающее в себя заботу общества о поколении будущего; поддержку человека обществом, коллективом, другим человеком; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе; принятие правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.
Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.
Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием, дизсоциальным воспитанием).
Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов:
Индивидуальных (конкретных людей)
Групповых (коллективов)
Социальных (воспитательных организаций и органов управления).
В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных аспектах и в тоже время автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессов:
Организации социального опыта воспитуемых
Образование воспитуемых
Оказание воспитуемым индивидуальной помощи.
Социальный опыт – это опыт, накопленный за всю историю человечества и закрепленный в обществе. Он состоит из знаний, умений, навыков, чувств, эмоций, рефлексов, языков, ориентиров, систем мировоззрений, точек зрения, взглядов и из много другого, что приобрел и сохранил человек за всю его историю.
Одна из неосознаваемых целей нашей жизни – это передача социального опыта. Если бы этой цели не было мы были все еще на стадии первобытнообщинного строя или человечество просто не выжило бы.
Индивидуальный социальный опыт – это единство знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.
Образование включает в себя:
Систематическое обучение (формальное образование, как основное так и дополнительное)
Просвещение, т.е. пропаганда и распространение культуры (неформальное образование).
Формальное образование (школа, вуз, аспирантура, докторантура) – это механизм, работающий на уровне микросоциумов, который поддерживает наследственность в масштабах социосферы. Формальное образование – это жесткая система, которая производит стандартизацию индивидов в интересах макросоциума. Это усиливает ориентацию формального образования на макроуровень и снижает разнообразие психотипов в социуме, сто способствует сужению диапазона реакций социума на изменившиеся условия среды, т.е. в конечном счете снижает адаптивные возможности социума. Вместе с тем формальное образование является основным адаптивным механизмом, формирующим видовое самосознание, что способствует изменению направления в развитии социума с преимущественно адаптируемого на преимущественно адаптационное.
Неформальное образование (интернет, учебное телевидение, самообразование клубы по интересам, культурные учреждения) представлено в виде стихийного и направленного образования.
Стихийное образование это познание на личностном или коллективном опыте и выработка ценностных ориентиров, которые становятся элементами этики и в качестве поведенческих установок, реализуются в адаптивном поведении.
Направленное образование – это ответная реакция социума, адаптационный механизм, когда группа индивидов принимает осознанные действия, направленные на изменение существующих этических норм, стереотипов природопользования, уровня грамотности и т.п. Уровень, размах и содержание направленного неформального образования – это индикаторные показатели направленности адаптивного поведения социума.
Самообразование – это приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. предполагающий непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование – это средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других качеств.
Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации получила в связи с развитием идей гуманистической психологии, признающей приоритет индивидуальности, «самости» человека. Сущность деятельности специалистов, работающих в системе психолого-педагогической поддержки заключается в оказании индивидуальной помощи ребенку в затруднительной ситуации, причем таким образом, чтобы он самостоятельно научился решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями. Индивидуальная помощь в процессе социализации определяется как сознательная попытка помочь человеку в приобретении знаний и навыков, в развитии установок, самосознания, в самоопределении и самоутверждении и представляет собой не только сопровождение процессов воспитания и обучения, но и особый педагогический процесс, направленный на саморазвитие ребенка.
История социального воспитания в России.
Историческое развитие системы социального воспитания в России складывается из государственной политики защиты детства в различные исторические периоды.
- Тема «социальное воспитание»
- 1 Этап: с древнейших времен до конца XVIII в.
- Этап: XIX – начало XX вв.
- Этап: начало XX века.
- Тема «теория воспитания» (по плану 4 часа)
- Понятие «воспитание».
- Цель воспитания
- Задачи воспитания
- Сущность процесса воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Эффективность воспитательного процесса.
- Методы и приемы воспитания
- Классификация методов воспитания
- Формы воспитания
- Воспитательные дела.
- Тема «разностороннее воспитание личности» (по плану 8 часов)
- Понятие о разностороннем воспитании личности.