logo
Информация для ГЭК

Тема «социальное воспитание»

  1. Социальное воспитание.

Социально воспитание – понятие многомерное, включающее в себя заботу общества о поколении будущего; поддержку человека обществом, коллективом, другим человеком; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе; принятие правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, коррекционным воспитанием, дизсоциальным воспитанием).

Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов:

  1. Индивидуальных (конкретных людей)

  2. Групповых (коллективов)

  3. Социальных (воспитательных организаций и органов управления).

В воспитательных организациях воспитание реализуется в трех взаимосвязанных аспектах и в тоже время автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия субъектов процессов:

  1. Организации социального опыта воспитуемых

  2. Образование воспитуемых

  3. Оказание воспитуемым индивидуальной помощи.

Социальный опыт – это опыт, накопленный за всю историю человечества и закрепленный в обществе. Он состоит из знаний, умений, навыков, чувств, эмоций, рефлексов, языков, ориентиров, систем мировоззрений, точек зрения, взглядов и из много другого, что приобрел и сохранил человек за всю его историю.

Одна из неосознаваемых целей нашей жизни – это передача социального опыта. Если бы этой цели не было мы были все еще на стадии первобытнообщинного строя или человечество просто не выжило бы.

Индивидуальный социальный опыт – это единство знаний и способов мышления, умений и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, усвоенных и выработанных способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации.

Образование включает в себя:

  1. Систематическое обучение (формальное образование, как основное так и дополнительное)

  2. Просвещение, т.е. пропаганда и распространение культуры (неформальное образование).

Формальное образование (школа, вуз, аспирантура, докторантура) – это механизм, работающий на уровне микросоциумов, который поддерживает наследственность в масштабах социосферы. Формальное образование – это жесткая система, которая производит стандартизацию индивидов в интересах макросоциума. Это усиливает ориентацию формального образования на макроуровень и снижает разнообразие психотипов в социуме, сто способствует сужению диапазона реакций социума на изменившиеся условия среды, т.е. в конечном счете снижает адаптивные возможности социума. Вместе с тем формальное образование является основным адаптивным механизмом, формирующим видовое самосознание, что способствует изменению направления в развитии социума с преимущественно адаптируемого на преимущественно адаптационное.

Неформальное образование (интернет, учебное телевидение, самообразование клубы по интересам, культурные учреждения) представлено в виде стихийного и направленного образования.

Стихийное образование это познание на личностном или коллективном опыте и выработка ценностных ориентиров, которые становятся элементами этики и в качестве поведенческих установок, реализуются в адаптивном поведении.

Направленное образование – это ответная реакция социума, адаптационный механизм, когда группа индивидов принимает осознанные действия, направленные на изменение существующих этических норм, стереотипов природопользования, уровня грамотности и т.п. Уровень, размах и содержание направленного неформального образования – это индикаторные показатели направленности адаптивного поведения социума.

Самообразование – это приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. предполагающий непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование – это средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других качеств.

Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации получила в связи с развитием идей гуманистической психологии, признающей приоритет индивидуальности, «самости» человека. Сущность деятельности специалистов, работающих в системе психолого-педагогической поддержки заключается в оказании индивидуальной помощи ребенку в затруднительной ситуации, причем таким образом, чтобы он самостоятельно научился решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями. Индивидуальная помощь в процессе социализации определяется как сознательная попытка помочь человеку в приобретении знаний и навыков, в развитии установок, самосознания, в самоопределении и самоутверждении и представляет собой не только сопровождение процессов воспитания и обучения, но и особый педагогический процесс, направленный на саморазвитие ребенка.

  1. История социального воспитания в России.

Историческое развитие системы социального воспитания в России складывается из государственной политики защиты детства в различные исторические периоды.