1 Этап: с древнейших времен до конца XVIII в.
В основе духовного и семейного воспитания древних славян лежало соблюдение долга перед землей Русской, воспитание идеалов моральной чистоты, степенности и достоинства.
В родовых общинах славян в дохристианской Руси существовала традиция заботиться о детях-сиротах. Для них строились дома при скудельницах (кладбище), где собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей.
В VIII-IX вв. на Руси происходит переход от общинной жизни к малой единобрачной семье. В такой семье детей было много, о них заботились, дети были желанными. С этого времени начинается государственная политика заботы о детях. Заботу о сиротах начала брать на себя семья. Начал развиваться институт опекунства, определялись правила опекунства, правила наследования имущества сиротами (когда опекун при наступлении совершеннолетия сироты должен был предоставлять все наследство в целости и сохранности).
До XVIII века социальное воспитание в России осуществляла семья, церковь, территориальная и этническая община. Социальная педагогика этого периода включает семейное, религиозное, сословное и одновременно народное воспитание.
Своеобразной энциклопедией семейного воспитания XVI-XVII вв. является «Домострой» – анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.
Главную заботу о детях-сиротах в это время несли сельские общины, помещики и монастыри.
В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать «новую породу людей», утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Таким воспитанием просвещенная императрица пыталась создать третье сословие «образованных людей , которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами».
-
Содержание
- Тема «социальное воспитание»
- 1 Этап: с древнейших времен до конца XVIII в.
- Этап: XIX – начало XX вв.
- Этап: начало XX века.
- Тема «теория воспитания» (по плану 4 часа)
- Понятие «воспитание».
- Цель воспитания
- Задачи воспитания
- Сущность процесса воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Эффективность воспитательного процесса.
- Методы и приемы воспитания
- Классификация методов воспитания
- Формы воспитания
- Воспитательные дела.
- Тема «разностороннее воспитание личности» (по плану 8 часов)
- Понятие о разностороннем воспитании личности.