logo
Информация для ГЭК

Эффективность воспитательного процесса.

Эффективность воспитания зависит от следующих его сторон.

1) Сложившиеся воспитательные отношения. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – весь тот комплекс причин и условий, который и называется отношением к воспитанию. Негативное отношение нужно исправить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок поведения кажется ему разумным.

2) Соответствие цели и организации деятельности, помогающей эту цель достигнуть.

3) Соответствие социальной практики и характера (направленности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. И какое же разочарование постигает молодых людей, когда они убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела!

4) Совокупное действие объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.).

5) Интенсивность воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это –результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.

6) Активность участников в педагогическом взаимодействии. Чем активнее действуют участники воспитательного процесса, тем выше результаты воспитания.

7) Эффективность сопутствующих процессов – развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изменении психологической деятельности человека, формировании у него новых качеств, черт характера. Если два процесса осуществляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагоприятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.

8) Качество воспитательного воздействия. Педагогическое воздействие на воспитанников предполагает целеустремленную организацию их деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью: чем оно качественнее, тем лучше.

9) Интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника. Понятием «внутренняя сфера» обозначается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно в воспитательном процессе внешние влияния трансформируются во внутренние достижения школьника. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого школьника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

10) Сочетание педагогического воздействия с воспитанностью обучаемого, достигнутым уровнем его развития. Интеллектуальный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербальными речевыми или двигательными сенсомоторными параметрами развития. Вот почему мы становимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущает красоты окружающего его мира.

11) Интенсивность и качество взаимоотношений (общения) между самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на становление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу.

  1. Закономерности и принципы воспитания.

Закономерность – это объективные, т.е. независимые от субъектов процесса, существенные связи, которые, как правило, возникают и проявляются независимо от того, знают о них или не знают учитывают их или не учитывают.

К закономерностям воспитания относятся:

  1. Обусловленность воспитания конкретно-историческими условиями жизни общества и государства.

  2. Обязательная активность самого человека в процессе воспитания. Человек не является только продуктом обстоятельств, полностью зависящим от среды, а его человеческая ценность, жизненная позиция зависят от него самого в очень большой степени, и на пути обретения себя ему нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды.

  3. Целостность воспитательных влияний, что предполагает их последовательность, достаточность, непротиворечивость и преемственность.

  4. Единство обучения и воспитания – предполагает приоритет социально-ценных мотивов, определенный их паритет () с личностно значимыми целями деятельности.

Перечисленные закономерности определяют принципы процесса воспитания, в которых в свою очередь выражаются требования к организации, содержанию, формам и методам воспитательной работы.

Принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Ведущим принципом воспитания можно считать принцип природосообразности. Все, что связано с природой, не может быть плохим, искаженным. В воспитании не должно быть ничего противоречащего природе человека. Главный критерий этого принципа – «вовремя и по силам». Принцип природосообразности меньше всего учитывается в отечественной педагогике. В очень усеченном виде он проявляется в требовании учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Второй принцип – принцип культуросообразности. Данный принцип означает воспитание человека в диалоге с культурой, накопленной человечеством, прежде всего, национальной. Необходимость этого принципа обусловлена тем, что при рождении человеку не передается код социального поведения. Человекообразование происходит в ходе диалога индивида с ценностями материальной и духовной культуры. Таким образом люди осуществляют преемственность социального и духовного опыта. Принцип культуросообразности реализуется и в преодолении антигуманных тенденций, проявляющихся в антикультуре. Это рекреационные человеконенавистнические идеи расового, национального, религиозного превосходства, отрицающие моральные нормы; легализация уголовного жаргона и мата; пошлость и т.п. Реализация принципа культуросообразности требует воспитания в диалоге с национальной культурой.

Третий принцип – принцип целостности жизни и воспитания человека. Данный принцип означает, что воспитание пронизывает всю жизнедеятельность людей всех возрастов, положение и профессий, а не происходит в определенное время в специально отведенных местах.

Наряду с вышеперечисленными в педагогической литературе дается описание большого количества принципов, ориентированных на воспитание детей. Это принципы дополнительности, гуманности, социальной адекватности воспитания, его индивидуализации, диалогичности, концентрации воспитания на развитие личности, коллективности; социального закаливания детей, создания воспитательной среды; ориентации на ценности и ценностные отношения, субъектности, целостности; направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; связи воспитания с жизнью и трудом; сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; уважение к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; воспитание с опорой на положительные качества человека; единство требований (школы, семьи, общественности); учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

В систему нередко включают также принципы гуманизации (), личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гуманизация воспитания, личностно ориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие принципы эффективного современного воспитания. А на принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.