4. Метод эксперимента в детской психологии
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого но проводиться часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев их выбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями и условиями эксперимента. Общая логика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную (экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь следует иметь в виду, как минимум, три момента: в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации; изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем; на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но нопотенциально способны изменить её состояние. Виды эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп. Эксперименты различаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на “полевые” и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в естественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте. По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперименты: Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейся контрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояние после изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта. В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Метод попарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются две группы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах. В линейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурной модификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Метод случайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки с заранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы. Планирование и логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов:
- 1. Детская психология как научная дисциплина
- 2. Основные принципы и методы психологического исследования детей раннего и дошкольного возраста
- 3. Наблюдение как один из основных методов детской психологии
- 4. Метод эксперимента в детской психологии
- 5. Сущность и условия психического развития. Проблема взаимосвязи биологического и социального в психическом развитии ребенка
- 6. Проблема деятельности в детской психологии
- 8. Основные закономерности психического развития
- 11. Психология первого года жизни ребенка
- 12. Развитие речи в раннем возрасте
- 14. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве
- 17. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
- 2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника
- 3. Структура учебной деятельности
- 4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
- 5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
- 7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
- 20. Условия и этапы развития личности в детском возрасте
- 23. Развитие мотивов поведения ребенка в дошкольном возрасте
- 24. Нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве
- 25. Негативные новообразования в развитии личности ребенка дошкольного возраста
- 26. Развитие эмоций и чувств в дошкольном детстве
- 27. Развитие воли в дошкольном возрасте
- 28. Особенности развития речи в дошкольном возрасте
- 30. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- 33. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- 34. Готовность детей к обучению в школе. Диагностика готовности детей к обучению к школе
- 35. Детская группа как фактор развития личности дошкольника
- 38. Общение ребенка со сверстниками