23. Развитие мотивов поведения ребенка в дошкольном возрасте
Изучение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности. Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста.
Данное положение обуславливается многими причинами.
Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.
Во-вторых, в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т.п.), поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка, в контексте исполняемой им деятельности.
В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.
Кроме того, в дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство - единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.
Таким образом, проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.
Проблема развития и формирования мотивов поведения нашла свое отражение в работах многих исследователей.
Так, например, Я.Л. Коломинский указывает на всесторонние изменения, происходящие в сфере мотивации дошкольника, появление новых мотивов, обусловленных большей социализацией дошкольников по сравнению с детьми раннего возраста. Это же направление исследований можно наблюдать и у Л.И. Божович, которая проанализировав онтогенез мотивов, приходит к выводу о качественной перестройке в мотивационной сферах детей различного возраста.
А.К.Маркова на основе изучения практического опыта учителей, дает обстоятельный анализ средств и методов формирования мотивов учения у детей различного возраста. Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер указывают на существенные изменение в мотивах поведения старших дошкольников в связи с подготовкой к поступлению в школу.
Мотив -- это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
О мотивации также говорят как о направляющей и руководящей инстанции в том смысле, что она ведет к целенаправленному поведению. Это подчеркивает специфичность мотивации: испытывающие жажду животные ищут воду, переживающий профессиональный стресс человек пытается спастись от этой неприятной ситуации. Цели всегда определялись двумя способами.
Мотивация может также идентифицироваться по специфическим предшествующим событиям, а не только по результатам деятельности или исходам поведения (реальным или существующим в виде когнитивных репрезентаций). Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний и очень часто поведение индивидуума различается соответственно тому, какие специфические предыдущие события имели место.
Мотивация различается не только по виду, но и по силе. Можно говорить о существовании большей или меньшей жажды, большего или меньшего страха. В целом в науке признается, что мотивация возбуждает или снабжает энергией, однако существующие теории различаются трактовкой того, как мотивация активизирует поведение.
Различные источники мотивации, благодаря эффекту суммации, могут оказывать совокупное влияние на поведение. Усиление мотивационного возбуждения может происходить в результате увеличения силы какого-то одного вида мотивов или суммации различных источников мотивации. Во многих случаях эффект активации организма вследствие возросшей мотивационной силы можно наблюдать скорее по изменению физиологических показателей, нежели по внешним поведенческим реакциям.
Для идентификации такого измерения мотивации, как ее сила, обычно используют меры волновой активности мозга, электрической проводимости кожи, сердечного ритма и напряжения мышц. Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность -- осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности -- это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. У человека может быть обнаружено очень большое количество потребностей: хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации и т.п. И все они являются мотивирующими факторами, которые побуждают любого из нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути к их удовлетворению становятся причиной межличностных столкновений, особенно если сталкиваются важные потребности и желания.
Таким образом, изучение и знание насущных потребностей человека, может помочь разобраться и в системе его мотивов.
Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, люди своей деятельностью доказывают, что имеют определенные цели, которым посвящается порою вся их жизнь. Цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить определенные материальные блага.
Таким образом, мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив -- почему он к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру: 1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого; 3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.
Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений -- они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).
Особый интерес представляет взаимосвязь мотивации и волевого действия, которая проявляется в феномене борьбы мотивов. Сложным волевым актам обычно предшествует несколько различных и зачастую противоречивых мотивов, которые взаимно противодействуют друг другу, задерживают волевой акт, вызывая состояние внутреннего колебания, носящее название борьбы мотивов. Борьба мотивов, как правило, завершается победой какого-либо одного желания, причем побеждает то, которое представляется более предпочтительным или важным.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам можно отнести мотив избегания и мотив достижения успехов, самооценку, определенный локус контроля, уровень притязаний.
Мотив достижении успехов - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудач - отнгсительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это -- мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация -- стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти -- стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм -- стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод -- эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность -- стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Мотивы и мотивация имеют сложную структуру и различные уровни (сознательный и бессознательный) проявления, что вносит определенную сложность при выяснении их роли в формировании поведения человека.
Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящих перед обществом.
Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте
Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой - обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием. Кроме того, дошкольный возраст, является подготовительным этапом перед поступлением ребенка в школу.
Очевидно, что степень сформированности различных мотивов поведения, сложившихся на этот момент, будет обуславливать не только успешность обучения, но и специфику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенно отразиться на успешности человека в будущей жизни.
Таким образом, более успешное освоение тех или иных сфер деятельности, поведения и т.п., будет характеризоваться более сильной мотивации достижения в этих сферах.
Все авторы, изучавшие развитие мотивационной сферы в детском возрасте, указывают на интенсивность ее развития в этот период. Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами. Кроме того, совершая тот или иной поступок, он не отдает себе ясного отчета, зачем, почему он его совершает, ему трудно объяснить, мотивировать свое поведение. Поступки же, отношения к окружающему старших детей -- более осознанны. Разные мотивы побуждают детей разного детского возраста к выполнению одного и того же действия. Так, например, трехлетний ребенок моет игрушки, «стирает», чтобы поплескаться в воде, поиграть с пеной, шестилетний -- чтобы вещи стали чистыми, чтобы помочь маме.
К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них -- мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми («Ты ведь большой, Андрей, а большие обуваются сами»; «Молодцы, все шагаем красиво, легко, как настоящие физкультурники»).
Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дети, -- установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми в семье, в детском саду делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызывают желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими. Большое значение для ребенка в детский период начинает приобретать такая подструктура его личностной микросреды, как «ребенок -- ребенок». Положение ребенка, эмоциональный климат в его группе в большой степени теперь уже определяются и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию, «благосклонность» тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.
Особую роль в развитии личности играет появляющаяся в процессе общения потребность в признании, которая «ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежит ребенок. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают ребенка к действиям. О степени удовлетворения этой важной человеческой потребности -- потребности в признании говорят детские чувства, эмоции: радость при достижении успехов в нелегкой и значимой для них деятельности, от высокой оценки их авторитетным лицом, огорчения (желанная роль в игре не досталась), обида («А мне не дали стихи учить на утренник») и т. п.
Различные формы самоутверждения ребенка. Среди негативных форм -- капризы, упрямство. Капризами пытаются утвердиться, как правило, дети ослабленные, безынициативные, которые не могут другими средствами обратить на себя внимание окружающих.
На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и мотив соревновательный - выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших детей, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование.
Этот мотив старшие дети вносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать свои успехи с другими, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи. Дети поражают окружающих своими вопросами, своей пытливостью, любознательностью. Поведение детей этого возраста часто определяют познавательные мотивы. Однако эта потребность развивается и проявляется по-разному: у одних она имеет ярко выраженную «теоретическую» направленность, у других -- «практическую» (Л. И. Божович)
Однако как показали исследования мотивов учения старших дошкольников, мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, даже у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.
Поэтом своевременное и правильное использование данных мотивов в организации учебной деятельности дошкольников, может сформировать устойчивую учебную мотивацию, основанную на удовлетворении природного любопытства ребенка.
Интерес представляют мотивы дошкольников, связанные с содержанием обучения.
Так, Н. Г. Морозова указывает на то, что в дошкольном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом - познавательный.[20]. Г. И. Щукина считает, что интерес к познанию существенного также не характерен для дошкольника, а начинает проявляться только у младших школьников .
Интересы старших дошкольников, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала.
Особенно важное значение в формировании поведения ребенка имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. К концу детского возраста в этой группе мотивов все большее место занимают общественные мотивы -- желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу.
Итак, в детском возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения. Соподчинение, иерархия мотивов является важнейшим новообразованием в развитии мотивационной сферы ребенка. «Только в детском возрасте мы можем впервые обнаружить эти более высокие по своему типу соотношения мотивов, устанавливающиеся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие»
Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.
Мотивы деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается. Она может быть разной от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравственной (конечно, в пределах возможности данного возраста).
Уже в детском возрасте в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, а у других - разрушительного, потребительского. Воспитателям и родителям важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции в поведении детей, с тем, чтобы вовремя умело корректировать развитие личности ребенка, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить как общественные, оказывающие сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление таких мотивов зависит от воспитательного влияния взрослых.
- 1. Детская психология как научная дисциплина
- 2. Основные принципы и методы психологического исследования детей раннего и дошкольного возраста
- 3. Наблюдение как один из основных методов детской психологии
- 4. Метод эксперимента в детской психологии
- 5. Сущность и условия психического развития. Проблема взаимосвязи биологического и социального в психическом развитии ребенка
- 6. Проблема деятельности в детской психологии
- 8. Основные закономерности психического развития
- 11. Психология первого года жизни ребенка
- 12. Развитие речи в раннем возрасте
- 14. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем детстве
- 17. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
- 2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника
- 3. Структура учебной деятельности
- 4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
- 5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
- 7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
- 20. Условия и этапы развития личности в детском возрасте
- 23. Развитие мотивов поведения ребенка в дошкольном возрасте
- 24. Нравственное развитие ребенка в дошкольном детстве
- 25. Негативные новообразования в развитии личности ребенка дошкольного возраста
- 26. Развитие эмоций и чувств в дошкольном детстве
- 27. Развитие воли в дошкольном возрасте
- 28. Особенности развития речи в дошкольном возрасте
- 30. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- 33. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- 34. Готовность детей к обучению в школе. Диагностика готовности детей к обучению к школе
- 35. Детская группа как фактор развития личности дошкольника
- 38. Общение ребенка со сверстниками