Бихевиористический подход в обучении.
В процессе обучения учитываются только воздействия (стимулы) на обучаемого и его ответные реакции. Психические процессы, которые вызывают реакции, не учитываются. В рамках данного подхода рассматриваются теории научения путем классического обуславливания (Павлов), научения методом проб и ошибок (Торндайк), оперантного обуславливания (Скиннер).
Классическое обуславливание - сочетание безусловного стимула с нейтральным, в итоге чего нейтральный тоже вызывает реакцию.
Научение - закрепление связей между стимулами и реакциями.
Метод проб и ошибок. Закон эффекта - более вероятно повторение реакций, предшествовавших сосоянию удовлетворению. Закон готовности - научение зависит от готовности обучаемого. Закон упражнения - связи становятся более прочными с повторениями.
Оперантное обуславливание скиннера.
Респондентное поведение - автоматические непроизв реакции.
Оперантное поведение - еакции, исходящие от организма, произвольное поведение.
Научение - рост вероятности повторения подкрепляемой реакции.
Виды подкрепления и наказания:
Плохое поведение, добавление стим - позитивное наказание, удаление стим - негативное наказ
Хорошее повед добав стим - позит подкепл, удал стим - негат подкрепл.
Наказание:
Подавляет, но не устраняет нежел повед
Созд нежел побоч эмоц эффекты
Указывает на то, что не должен делать, а не на то что должен
Оправдывает причинение боли другим
Программированное обучение:
Постепенность информации, незамедл обрат связь, приемлемый темп
Не способ развитию самостоятельноси, получению новых знаний, не использ полож стороны группового обучения.
- Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания.
- Исторические этапы развития педагогической психологии.
- Характеристика деятельностного подхода в обучении.
- Бихевиористический подход в обучении.
- Когнитивный подход в обучении.
- Характеристика гуманистического подхода в обучении.
- Психологическая схема труда учителя.
- Синдром «эмоционального выгорания» учителей.
- Психологические основы организации учебного сотрудничества.
- Учебная мотивация: понятие, виды учебных мотивов.
- Динамика изменения учебной мотивации в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
- Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по б.Г. Ананьеву).
- Структура, цель, задачи психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога.