logo
ответы педагогическая

Характеристика деятельностного подхода в обучении.

Основоположником подхода является Выготский. Ему принадлежит идея о том, что развитие осуществляется путем овладения в ходе обучения специальными орудиями (знаками). Соответственно, цель обучения — не накопление знаний, а формирование умения действовать. Знания должны стать средством обучения действием.

Данный подход нашел свое отражение в теориях поэтапного формирования умственных действий (Гальперин), развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), проблемного обучения (Оконь, Махмутов).

Также леонтьев, запорожец, зинченко...

Структурные компоненты уд: субъект учения - ученик, учитель, предмет учения, продукт учения, процедура учения.

Динамические компоненты уд: мотивация, постановка учебной задачи, учебные действия, контроль - самоконтроль, оценка - самооценка.

Теория поэтапного формирования уд

Гальперин 1956 - Талызина и др.

1. Формирование мотивации

2. Формирование оод

3. Форм материализованного действия

4. Форм действия в плане социализированной речи

5. Форм действия во внешней речи про себя

6. Форм уд во внутреннем плане

Ориентировочная основа действия:

Полная - неполная

Конкретная - обобщенная

Полученная в готовом виде - самостоятельно найдена учеником

Типы учения по гальперину:

1 оод неполная, конкретная, получаемая самостоятельно

2 оод полная,конкетная, дана в готовом виде

3 оод полная, обобщенная, получаемая самостоятельно

Теория развивающего обучения эльконина-давыдова

Предпосылки:

1 ученик - субъект учебной деятельности (рубинштейн)

2 положение о ведущей роли обучения в психич развитии ребенка (выготский)

3 согласно эльконину, в младшем школьном возрасте а) ведущ деятельность - учебная, б) основное психическое новообразование - абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением

Теоретическое: обобщение - содержательное, внутр связи, принцип - от общего к частному, уд - анализ роли и функции предмета, явления.

Эмпирическое: обобщение - формальное, внешние св-ва, принцип - от частного к общему, умственные действия - сравнение, группировка, классификация.

Цель: формирование у детей мл шк возр основ теорет мышления.

Принципы:

1 научить искать и получать знания самостоятельно

2 предмет усвоения - общие способы действия

3 освоение общего способа происходит в развернут учебной деятельности.

4 ученическая работа - поиск и проба средств решения задачи

Система безотметочного оценивания

Принципы:

Дифференцированная содержательная оценка деятельности

Совместное определение критериев оценки

Самооценка предшествует оценке учителя

Роль:

Создаются условия для формирования внутренних содержательных критериев оценки учебной деятельности

Система является более благоприятной для развития личности младш шкльника, чем традиционная.

Эффекты:

Познавательные процессы: рефлексия, способность к анализу и планированию

Личностное развитие: структура самосознания, уровень саморегуляции произвольной активности.