logo
ответы педагогическая

Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по б.Г. Ананьеву).

Виды оценок:

  1. исходные: отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка;

  2. отрицательные: замечание, отрицание, порицание, сарказм, упрек, угроза, нотация;

  3. положительные: согласие, ободрение, одобрение.

Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и частичному сознанию собственной малоценности.

Опосредствованная оценка: 1) оценка через оценку другого ученика (при выполнении той же деятельности) — меняется отношение к ученику, с которым сравнивали. Появляется непонимание вопроса, молчание при повторных вопросах учителя (болезненное чувство ответственности), особо подчеркиваемое равнодушие к похвале других; 2) учитель позволяет классу показать свое мнение по поводу ответа — вызывает коллизии между учениками, отчуждение.

Неопределенная оценка — воздействует, переходя в другие формы оценок.

Систематические замечания создают у педагога предпосылки к воздействию на данного ученика порицанием.

Отрицание, как и согласие, ориентирует ученика в состоянии его знаний. Ведет к перестройке мышления и знаний соответственно действительной логике предмета.

Ободрение — эмоционально-выраженная поддержка педагога. Особенно для робких, болезненных детей, новичков.

Порицание, как и одобрение, влияет на динамику притязаний. Неадекватное порицание приводит к хроническому переживанию неуспеха, сознанию малоценности. Порицание дает поверхностный результат. Адекватное способствует развитию самоконтроля, особенно со стороны товарищей.

Одобрение — положительное подкрепление.