Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по б.Г. Ананьеву).
Виды оценок:
исходные: отсутствие оценки, опосредствованная оценка, неопределенная оценка;
отрицательные: замечание, отрицание, порицание, сарказм, упрек, угроза, нотация;
положительные: согласие, ободрение, одобрение.
Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных знаниях и действиях, к потере ориентировки и частичному сознанию собственной малоценности.
Опосредствованная оценка: 1) оценка через оценку другого ученика (при выполнении той же деятельности) — меняется отношение к ученику, с которым сравнивали. Появляется непонимание вопроса, молчание при повторных вопросах учителя (болезненное чувство ответственности), особо подчеркиваемое равнодушие к похвале других; 2) учитель позволяет классу показать свое мнение по поводу ответа — вызывает коллизии между учениками, отчуждение.
Неопределенная оценка — воздействует, переходя в другие формы оценок.
Систематические замечания создают у педагога предпосылки к воздействию на данного ученика порицанием.
Отрицание, как и согласие, ориентирует ученика в состоянии его знаний. Ведет к перестройке мышления и знаний соответственно действительной логике предмета.
Ободрение — эмоционально-выраженная поддержка педагога. Особенно для робких, болезненных детей, новичков.
Порицание, как и одобрение, влияет на динамику притязаний. Неадекватное порицание приводит к хроническому переживанию неуспеха, сознанию малоценности. Порицание дает поверхностный результат. Адекватное способствует развитию самоконтроля, особенно со стороны товарищей.
Одобрение — положительное подкрепление.
-
Содержание
- Педагогическая психология в системе наук о человеке. Объект, предмет. Соотношение процессов развития, обучения и воспитания.
- Исторические этапы развития педагогической психологии.
- Характеристика деятельностного подхода в обучении.
- Бихевиористический подход в обучении.
- Когнитивный подход в обучении.
- Характеристика гуманистического подхода в обучении.
- Психологическая схема труда учителя.
- Синдром «эмоционального выгорания» учителей.
- Психологические основы организации учебного сотрудничества.
- Учебная мотивация: понятие, виды учебных мотивов.
- Динамика изменения учебной мотивации в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.
- Влияние педагогической оценки на познавательное и личностное развитие ребенка (по б.Г. Ананьеву).
- Структура, цель, задачи психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога.