logo
ответы педагогическая

Психологическая схема труда учителя.

Психология учителя как самостоятельный раздел начала формироваться недавно. Одну из первых попыток изучения качеств личности учителя предпринял Ананьев в 1930-х.

Наиболее общая схема труда учителя разработана в трудах Марковой. При анализе труда учителя она использовала три базовые категории — деятельность, общение, личность. Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя составляют процессуальные характеристики труда. Результатом труда учителя являются изменения в психическом развитии учащихся — обученность, обучаемость, воспитанность и воспитуемость.

Качества учителя Маркова делит на объективные и субъективные. Объективные — профессиональные знания и педагогические умения, субъективные — профессиональные позиции и психологические особенности (познавательной и мотивационной сферы).

Кузьмина в структуру свойств учителя включает три компонента: личностный (направленность), индивидуальный (педагогические способности) и профессионально-педагогический (компетентности учителя).

В модели личности Митиной за основы взяты педагогические способности, выделенные Кузьминой — проектировочно-гностические и рефлексивно-перцептивные — высший уровень структурно-иерархической модели личности учителя. Центральный уровень: педагогическое целеполагание, мышление, рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность.

Митина разработала методику оценки работы учителя, позволяющую оценить уровень развития двух групп способностей:

  1. методическая и предметная подготовка;

  2. коммуникативные способности, умение создавать творческую атмосферу на уроке.

Исследование учителей с разным стажем и студентов педвузов показало неоднородное развитие способностей. У студентов-выпускников педвузов уровень способностей ниже предельно допустимого. У молодых учителей (менее 3 лет) низкий уровень коммуникативных способностей, т.к. молодые учителя, придя в школу, имеют теоретические знания, но испытывают трудности в организации деятельности учащихся — в активизации самостоятельной работы и воспитании положительного отношения к обучению, отборе учебного материала по степени сложности.

Учителя со стажем 10-15 лет демонстрируют почти по всем показателям повышенный уровень. Сформировались необходимые умения и навыки, произошло профессиональное становление. Идет поиск новых способов и приемов учебной работы, путей организации активной познавательной деятельности, критериев оценки знаний учащихся.

У учителей с большим стажем (от 20 лет) отмечается спад всех способностей, кроме способности поддерживать дисциплину. Причина в том, что учителя прекращают профессиональное самообразование и самовоспитание.