1.2 Акустические характеристики устной речи
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами.
Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является наивысшим уровнем развития языка.
Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи.
Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения.
Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа.
Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр (“цвет голоса”). Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.
Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.
Темпречи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения.
Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин— как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритмречи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.
Темпо-ритмическая организация устной речиявляется тем стержнем,который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.
В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).
В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма,т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.
Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.
В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Паузупринято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.
В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.
В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации.Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.
Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.
- Предисловие
- Глава 1 Основные механизмы устной речи
- 1.1 Анатомо-физиологические механизмы речи
- 1.2 Акустические характеристики устной речи
- 1.3 Функциональная система речедвигательного акта
- Афферентный синтез как специфический механизм функциональной системы
- 1.4 Речевой онтогенез
- Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
- Глава 2 Заикание
- 2.1 Феноменология заикания
- Локализация судорог
- Тяжесть проявления речевых судорог
- Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
- Речевое дыхание
- Логофобия
- Течение заикания
- 2.2 Этиология заикания
- 2.3 Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
- 2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
- Пример 1.Рая ф., 3,6 лет.
- Пример 2:Маша г., возраст — 3 г. 2 мес.
- Пример 3: Комплексное медико-педагогическое обследование заикающейся г.Д., 22 лет.
- 2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
- Пример 4: а. Ф., 5,5 лет.
- Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.
- 2.4 Психолингвистический анализ речи заикающихся
- 2.5 Некоторые патогенетические мезанизмы заикания
- Глава 3 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
- 3.1 Психолого-педагогическое обследование заикания
- I. Статическая координация
- 2. Динамическая координация
- 3. Одновременность движений
- Пример 1ф.И.0. 2 года 8 мес.
- Пример 2ф.И.0,4 года 1 мес.
- 3.2 Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
- 3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
- 3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц
- 3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
- 1) Ритмическая разминка
- 2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- 3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма
- 4) Упражнения на развитие координации речи с движением
- 2. Ямб:
- 3.2.4. Формирование речевого дыхания
- Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
- 3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- 3.2.6. Развитие просодической стороны речи
- 3.2.7. Развитие планирующей функции речи
- 3.2.8. Инструментальные методы воздействия
- 1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”
- 3. Работа с модулем “Интонация”
- Б) Использование приемов логопедического массажа при заикании
- 3.3 Воспитание личности заикающихся
- 3.4 Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- 3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
- 3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- 3.5. Профилактика заикания
- Профилактика хронификации заикания
- Предупреждение рецидивов заикания
- Памятка(Составители памятки логопеды е.С. Лопотко, л.А. Соколова.) для подростков и взрослых заикающихся, прошедших курс психолого-педагогической реабилитации
- I. Оздоровление нервной системы
- II. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
- III. Работа над речью в домашних условиях
- IV. Основные правила речи
- Глава 4 Организация учебного процесса по курсу “Заикание”
- 4.1 Организация деловых игр
- 4.2 Схема анализа логопедического занятия с заикающимися
- 4.3 Задания для самостоятельной работы
- 4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”
- Практический материал, используемый в работе с заикающимися
- Приложение № 1. Приемы активизации невербальных способов общения
- Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( н.П. Вербовая, о м. Головина, в.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика а.Н. Стрельниковой ( и.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.)
- Правило № 3
- Правило № 4
- Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( н.П. Вербовая, о.М. Головина, в.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях ( Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и в.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)
- Приложение № 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована е.А. Дьяковой)
- Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
- Основные приемы точечного массажа
- Список литературы