Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот “хорошо дышит”. Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на “свечу” так, чтобы пламя “свечи” отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха
легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать “лопнувшую шину”. Дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”. При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Воздушный шар
Выполнение упражнения аналогично упражнению “Лопнула шина”, но во время выдоха дети произносят звук “ф-ф-ф”.
Жук жужжит
Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят “ж-ж-ж”, опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно “К-а-а-а-р”. Логопед хвалит тех “ворон”, которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Гуси
Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно “Г-а-а-а”. Принимая исходное положение, производится вдох.
Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).
У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно.
Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь одной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.
После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.
Полезно также проверить “глазом”, как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.
Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:
1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).
2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность выдоха секундомером.
3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального вьвдоха можно тренировать в упражнениях типа: “Задуй пламя свечи” и др. (см. Приложение № 3).
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).
Небезуспешно используется в работе над постановкой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).
Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.
Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).
Следующим этапом работы является развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.
Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. (Порядок введения гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе “Вокальный тренинг”).
После того как заикающиеся освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе А______ О______.
Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А — О — У — И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.
Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.
Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использовании компьютерных программ “Видимая речь”.
Третий этап работы над дыханием включает формирование собственно речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.
Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.
При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.
Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения, то эти задачи решаются практически одновременно.
- Предисловие
- Глава 1 Основные механизмы устной речи
- 1.1 Анатомо-физиологические механизмы речи
- 1.2 Акустические характеристики устной речи
- 1.3 Функциональная система речедвигательного акта
- Афферентный синтез как специфический механизм функциональной системы
- 1.4 Речевой онтогенез
- Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
- Глава 2 Заикание
- 2.1 Феноменология заикания
- Локализация судорог
- Тяжесть проявления речевых судорог
- Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
- Речевое дыхание
- Логофобия
- Течение заикания
- 2.2 Этиология заикания
- 2.3 Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
- 2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
- Пример 1.Рая ф., 3,6 лет.
- Пример 2:Маша г., возраст — 3 г. 2 мес.
- Пример 3: Комплексное медико-педагогическое обследование заикающейся г.Д., 22 лет.
- 2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
- Пример 4: а. Ф., 5,5 лет.
- Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.
- 2.4 Психолингвистический анализ речи заикающихся
- 2.5 Некоторые патогенетические мезанизмы заикания
- Глава 3 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
- 3.1 Психолого-педагогическое обследование заикания
- I. Статическая координация
- 2. Динамическая координация
- 3. Одновременность движений
- Пример 1ф.И.0. 2 года 8 мес.
- Пример 2ф.И.0,4 года 1 мес.
- 3.2 Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
- 3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
- 3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц
- 3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
- 1) Ритмическая разминка
- 2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- 3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма
- 4) Упражнения на развитие координации речи с движением
- 2. Ямб:
- 3.2.4. Формирование речевого дыхания
- Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
- 3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- 3.2.6. Развитие просодической стороны речи
- 3.2.7. Развитие планирующей функции речи
- 3.2.8. Инструментальные методы воздействия
- 1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”
- 3. Работа с модулем “Интонация”
- Б) Использование приемов логопедического массажа при заикании
- 3.3 Воспитание личности заикающихся
- 3.4 Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- 3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
- 3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- 3.5. Профилактика заикания
- Профилактика хронификации заикания
- Предупреждение рецидивов заикания
- Памятка(Составители памятки логопеды е.С. Лопотко, л.А. Соколова.) для подростков и взрослых заикающихся, прошедших курс психолого-педагогической реабилитации
- I. Оздоровление нервной системы
- II. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
- III. Работа над речью в домашних условиях
- IV. Основные правила речи
- Глава 4 Организация учебного процесса по курсу “Заикание”
- 4.1 Организация деловых игр
- 4.2 Схема анализа логопедического занятия с заикающимися
- 4.3 Задания для самостоятельной работы
- 4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”
- Практический материал, используемый в работе с заикающимися
- Приложение № 1. Приемы активизации невербальных способов общения
- Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( н.П. Вербовая, о м. Головина, в.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика а.Н. Стрельниковой ( и.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.)
- Правило № 3
- Правило № 4
- Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( н.П. Вербовая, о.М. Головина, в.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях ( Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и в.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)
- Приложение № 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована е.А. Дьяковой)
- Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
- Основные приемы точечного массажа
- Список литературы