Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( н.П. Вербовая, о.М. Головина, в.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
Упражнение 1
Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука А (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке А сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.
Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.
Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела;
гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного звукотечения. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке М струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и “ударяется” в верхние передние зубы. Звук должен быть легким
и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.
Упражнение 2
Вывести в маску звук М, который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком А. Нижняя челюсть, естественно, опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков МА взять в разных высотах.
Упражнение 3
На одном дыхании вывести сочетание звука М с тремя гласными — А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.
Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть “распевной интонацией”, так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от “распевной интонации” в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется “речевой интонацией”. “Речевая интонация” отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.
Упражнение 4
Задача упражнения — добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох — и новое сочетание.
Последовательность упражнения:
а) вдох носом;
б) на одном вдохе — МА, МО, МУ или НА, НО, НУ;
в) вдох носом;
г) на одном выдохе — МИ, МЭ, МЫ или НИ, НЭ, НЫ.
В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.
Проделать упражнение в различных высотах.
Упражнение 5
Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ — 3333333333 — НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — середине или “смешанному”, среднему резонатору, НЬ — верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.
Упражнение 6
На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.
Упражнение 7
Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать “играть”, ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он “отскакивал” от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.
Упражнение 8
Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза:
один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово “Бобик” на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово “Бобик” десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.
Упражнение 9
Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.
Упражнение 10
Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.
Упражнение 11
Произнести фразу “Я вам приказываю” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).
Упражнение 12
В упражнении участвуют два человека. У первого фраза “Накажу!”, у второго “Нет!”. Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.
- Предисловие
- Глава 1 Основные механизмы устной речи
- 1.1 Анатомо-физиологические механизмы речи
- 1.2 Акустические характеристики устной речи
- 1.3 Функциональная система речедвигательного акта
- Афферентный синтез как специфический механизм функциональной системы
- 1.4 Речевой онтогенез
- Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
- Глава 2 Заикание
- 2.1 Феноменология заикания
- Локализация судорог
- Тяжесть проявления речевых судорог
- Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
- Речевое дыхание
- Логофобия
- Течение заикания
- 2.2 Этиология заикания
- 2.3 Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
- 2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
- Пример 1.Рая ф., 3,6 лет.
- Пример 2:Маша г., возраст — 3 г. 2 мес.
- Пример 3: Комплексное медико-педагогическое обследование заикающейся г.Д., 22 лет.
- 2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
- Пример 4: а. Ф., 5,5 лет.
- Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.
- 2.4 Психолингвистический анализ речи заикающихся
- 2.5 Некоторые патогенетические мезанизмы заикания
- Глава 3 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
- 3.1 Психолого-педагогическое обследование заикания
- I. Статическая координация
- 2. Динамическая координация
- 3. Одновременность движений
- Пример 1ф.И.0. 2 года 8 мес.
- Пример 2ф.И.0,4 года 1 мес.
- 3.2 Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
- 3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
- 3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц
- 3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
- 1) Ритмическая разминка
- 2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- 3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма
- 4) Упражнения на развитие координации речи с движением
- 2. Ямб:
- 3.2.4. Формирование речевого дыхания
- Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
- 3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- 3.2.6. Развитие просодической стороны речи
- 3.2.7. Развитие планирующей функции речи
- 3.2.8. Инструментальные методы воздействия
- 1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”
- 3. Работа с модулем “Интонация”
- Б) Использование приемов логопедического массажа при заикании
- 3.3 Воспитание личности заикающихся
- 3.4 Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- 3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
- 3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- 3.5. Профилактика заикания
- Профилактика хронификации заикания
- Предупреждение рецидивов заикания
- Памятка(Составители памятки логопеды е.С. Лопотко, л.А. Соколова.) для подростков и взрослых заикающихся, прошедших курс психолого-педагогической реабилитации
- I. Оздоровление нервной системы
- II. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
- III. Работа над речью в домашних условиях
- IV. Основные правила речи
- Глава 4 Организация учебного процесса по курсу “Заикание”
- 4.1 Организация деловых игр
- 4.2 Схема анализа логопедического занятия с заикающимися
- 4.3 Задания для самостоятельной работы
- 4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”
- Практический материал, используемый в работе с заикающимися
- Приложение № 1. Приемы активизации невербальных способов общения
- Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( н.П. Вербовая, о м. Головина, в.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика а.Н. Стрельниковой ( и.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.)
- Правило № 3
- Правило № 4
- Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( н.П. Вербовая, о.М. Головина, в.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях ( Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и в.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)
- Приложение № 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована е.А. Дьяковой)
- Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
- Основные приемы точечного массажа
- Список литературы