Пример 3: Комплексное медико-педагогическое обследование заикающейся г.Д., 22 лет.
Жалобы на заикание, сильный страх речи. Анамнестические сведения со слов родителей: в первые месяцы жизни была здоровой, спокойной. В возрасте 6 мес. перенесла дизентерию. В развитии от сверстников не отставала. Сидеть, стоять, ходить начала своевременно. Говорить стала до года. Речь была чистая, но в несколько ускоренном темпе. С раннего возраста была впечатлительной, боялась темноты, испытывала чувство страха при виде жуков, пауков, лягушек. С 5-летнего возраста после рассказа старших детей о “домовых” стала пугливой, не оставалась в комнате одна, не выходила вечером на улицу. Когда ей было 6 лет, однажды ночью показалось, что к ней в комнату через окно лезет человек в черном. В тот момент была “скована” ужасом, закричала тогда, когда поняла, что никого нет. С этого времени стала плохо спать ночью. Вскоре испугалась своего деда, входящего ночью в комнату. Закрылась одеялом с головой, долго лежала, затаив дыхание. На следующий день после этих переживаний появилось заикание. Начала испытывать ночные страхи, часто просыпалась в слезах. В школу пошла в 7 лет. Училась средне, трудно давалась математика. К школьному коллективу привыкла не сразу, всегда держалась застенчиво. К подругам была очень привязана, переживала их размолвки между собой, стремилась уладить споры между ними. В первых классах школы заиканием не тяготилась. В 5-м классе стала стесняться своей речи, с волнением ждала вызова к доске, хотя знала урок. Иногда страх речи был так силен, что отказывалась отвечать устно и прибегала к письменным ответам. Стало трудно обращаться к кому-нибудь первой и отвечать на вопросы старших. С малознакомыми людьми говорила лучше, чем со знакомыми, которые знали о ее “недостатке”. С подросткового возраста (12-13 лет) она стала, по ее словам, “мнительной”, иногда казалось, что улыбки окружающих являются насмешками над ней, безобидные слова могла принять как обидный намек на ее дефект речи. Стала постоянно анализировать отношение к ней окружающих людей. В то же время старалась убедить себя, что ее обиды напрасны, что ей кажется многое, чего нет на самом деле. Из-за трудностей речевого общения после 8-го класса перешла в вечернюю школу, затем окончила техучилище по специальности мастера дамского платья. Работала портнихой, затем закройщицей. С возрастом стала несколько смелее, свободнее держалась с незнакомыми людьми, легче заводила знакомства. С 19 лет жила в общежитии, с соседками по комнате дружила, вместе с ними занималась спортом. Несмотря на то, что имела близких подруг, хорошие отношения на работе и удовлетворение своим трудом, заикание все же оставалось для нее “бедствием”. Постоянно испытывала чувство стыда за свою речь. Если в процессе разговора речь была с судорожными запинками, надолго портилось настроение, мучительно потом вспоминала неприятные минуты, подробно анализировала реакцию собеседника. В такие моменты появлялось чувство собственной неполноценности и безвыходности положения. Обращалась за помощью к логопеду в течение жизни несколько раз, начиная с 8-летнего возраста. Всякий раз вскоре после начала занятий речь становилась плавной, однако эффективность была непродолжительной, и через некоторое время после окончания занятий заикание начинало проявляться вновь.
Обследование: в физическом и неврологическом состояниях никаких отклонений от нормы не выявляется. Движения несколько замедленны, но хорошо координированны, плавные и достаточно точные. Чувства ритма и темпа развиты хорошо. Установленный ритм и темп может удерживать длительно, легко переходит из одних ритмических и темповых установок на другие, хотя индивидуальные упражнения в присутствии других заикающихся вызывают чувство стеснения и неловкости. Двигательные упражнения выполняет правильно, свободно включается в коллективные занятия в процессе ритмики. Музыкальный слух и память — хорошие, охотно поет в хоре. При музыкальном сопровождении речь становится плавной, судорожные запинки отсутствуют.
Психическое состояние: на приеме у врача держится приветливо, с готовностью рассказывает о себе, не теряя при этом чувства дистанции. О заикании говорит, как о тяжелом страдании. Высказывает опасение, что окружающие также расценивают ее как неполноценную. Себя считает обидчивой, склонной к постоянному самоанализу и пониженной самооценке. По ее словам, ей иногда кажется, что улыбки, жесты и слова окружающих касаются ее речи, переживает возможную насмешку, хотя всякий раз потом себя успокаивает, убеждаясь, что к ней эти высказывания отношения не имели. Жалуется на сильный страх речи и резкое утяжеление заикания при малейшем волнении. Это мешает ей обращаться первой, вести ответственный разговор. Перед речевым общением всякий раз заранее переживает, боится, что будет заикаться, и не сможет высказать все, что необходимо сообщить. В процессе беседы стоит только вдруг вспомнить о своей речи или кому-нибудь обратить внимание на нее, как речь начинает изобиловать запинками. Сон поверхностный. Утром часто встает, не ощущая ночного отдыха. Отмечает быструю утомляемость при любой деятельности. Психотерапевтическая беседа всегда действует на нее благотворно: речь становится без запинок, волнение в процессе речевого общения исчезает.
Речевое состояние: органы артикуляции без видимой патологии. Артикуляция звуков правильная. Словарный запас достаточный, аграмматизмов в речи не отмечается. Темп речи неровный, склонный к убыстрению. Голос тихий, но модулированный. Интонация несколько бедна. Речевое дыхание характеризуется резко выраженной экспираторной судорогой. В процессе речи ощущает общее мышечное напряжение, спазмы за грудиной и в области диафрагмы. Отмечаются также судороги артикуляционного аппарата . Шепотная речь и автоматизированные ряды — без заикания. Сопряженный и отраженный виды речи характеризуются непостоянным заиканием. При чтении текста вслух количество пароксизмов заикания увеличивается. Спонтанная речь сопровождается использованием большого числа эмболов (ну, это самое, в общем и т.п.). Наибольшие затруднения вызывает речевое общение в присутствии незнакомых лиц, при большом стечении людей, при обращении к продавцам и кассирам в магазине, при телефонных разговорах. Необходимость длительного речевого общения сопровождается эмоциональным напряжением и утяжелением дефекта речи. В процессе речевой деятельности наблюдаются обильные сопутствующие движения в виде раскачивания туловища, притоптывания ногами, прищелкивания пальцами. Речь сопровождается ярко выраженными вегетативными реакциями: покраснением лица, усиленной потливостью ладоней рук и лица, ускоренным сердцебиением (до 140 в мин.).
Курс интенсивного медико-педагогического воздействия, проведенный в стационаре в течение 45 дней, имел отчетливый, но непродолжительный эффект.
Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:
1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.
2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).
4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
- Предисловие
- Глава 1 Основные механизмы устной речи
- 1.1 Анатомо-физиологические механизмы речи
- 1.2 Акустические характеристики устной речи
- 1.3 Функциональная система речедвигательного акта
- Афферентный синтез как специфический механизм функциональной системы
- 1.4 Речевой онтогенез
- Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
- Глава 2 Заикание
- 2.1 Феноменология заикания
- Локализация судорог
- Тяжесть проявления речевых судорог
- Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
- Речевое дыхание
- Логофобия
- Течение заикания
- 2.2 Этиология заикания
- 2.3 Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
- 2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
- Пример 1.Рая ф., 3,6 лет.
- Пример 2:Маша г., возраст — 3 г. 2 мес.
- Пример 3: Комплексное медико-педагогическое обследование заикающейся г.Д., 22 лет.
- 2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
- Пример 4: а. Ф., 5,5 лет.
- Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.
- 2.4 Психолингвистический анализ речи заикающихся
- 2.5 Некоторые патогенетические мезанизмы заикания
- Глава 3 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
- 3.1 Психолого-педагогическое обследование заикания
- I. Статическая координация
- 2. Динамическая координация
- 3. Одновременность движений
- Пример 1ф.И.0. 2 года 8 мес.
- Пример 2ф.И.0,4 года 1 мес.
- 3.2 Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
- 3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
- 3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц
- 3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
- 1) Ритмическая разминка
- 2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- 3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма
- 4) Упражнения на развитие координации речи с движением
- 2. Ямб:
- 3.2.4. Формирование речевого дыхания
- Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
- 3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- 3.2.6. Развитие просодической стороны речи
- 3.2.7. Развитие планирующей функции речи
- 3.2.8. Инструментальные методы воздействия
- 1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”
- 3. Работа с модулем “Интонация”
- Б) Использование приемов логопедического массажа при заикании
- 3.3 Воспитание личности заикающихся
- 3.4 Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- 3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
- 3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- 3.5. Профилактика заикания
- Профилактика хронификации заикания
- Предупреждение рецидивов заикания
- Памятка(Составители памятки логопеды е.С. Лопотко, л.А. Соколова.) для подростков и взрослых заикающихся, прошедших курс психолого-педагогической реабилитации
- I. Оздоровление нервной системы
- II. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
- III. Работа над речью в домашних условиях
- IV. Основные правила речи
- Глава 4 Организация учебного процесса по курсу “Заикание”
- 4.1 Организация деловых игр
- 4.2 Схема анализа логопедического занятия с заикающимися
- 4.3 Задания для самостоятельной работы
- 4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”
- Практический материал, используемый в работе с заикающимися
- Приложение № 1. Приемы активизации невербальных способов общения
- Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( н.П. Вербовая, о м. Головина, в.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика а.Н. Стрельниковой ( и.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.)
- Правило № 3
- Правило № 4
- Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( н.П. Вербовая, о.М. Головина, в.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях ( Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и в.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)
- Приложение № 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована е.А. Дьяковой)
- Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
- Основные приемы точечного массажа
- Список литературы