3.5. Профилактика заикания
Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.
Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.
В профилактике заикания выделяются три основных направления:
1) предупреждение возникновения заикания у детей;
2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
3) предупреждение нарушений социальной адаптации.
Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.
Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).
Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.
В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.
В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).
Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).
Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.
В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.
У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.
Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.
Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:
— речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;
— желательно, чтобы речь родителей была четкой;
— нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
— речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
— взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
— при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
— ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.
Случаи раннего речевого развитияне следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,
речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать
возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.
Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.
В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.
Дети с некоторой задержкой речевого развитиянередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).
Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).
В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.
У детей с семейным левшествомполезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.
Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).
Наличие заикающихся в семьеможет иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).
Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием(т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.
Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.
- Предисловие
- Глава 1 Основные механизмы устной речи
- 1.1 Анатомо-физиологические механизмы речи
- 1.2 Акустические характеристики устной речи
- 1.3 Функциональная система речедвигательного акта
- Афферентный синтез как специфический механизм функциональной системы
- 1.4 Речевой онтогенез
- Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
- Глава 2 Заикание
- 2.1 Феноменология заикания
- Локализация судорог
- Тяжесть проявления речевых судорог
- Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
- Речевое дыхание
- Логофобия
- Течение заикания
- 2.2 Этиология заикания
- 2.3 Псиолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
- 2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
- Пример 1.Рая ф., 3,6 лет.
- Пример 2:Маша г., возраст — 3 г. 2 мес.
- Пример 3: Комплексное медико-педагогическое обследование заикающейся г.Д., 22 лет.
- 2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
- Пример 4: а. Ф., 5,5 лет.
- Пример 5. Заикающийся 3. И., 19 лет.
- 2.4 Психолингвистический анализ речи заикающихся
- 2.5 Некоторые патогенетические мезанизмы заикания
- Глава 3 Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
- 3.1 Психолого-педагогическое обследование заикания
- I. Статическая координация
- 2. Динамическая координация
- 3. Одновременность движений
- Пример 1ф.И.0. 2 года 8 мес.
- Пример 2ф.И.0,4 года 1 мес.
- 3.2 Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
- 3.2.1. Торможение патологических речедвигательных стереотипов
- 3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
- Релаксационные упражнения для мышц рук, ног и корпуса
- Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц
- 3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
- 1) Ритмическая разминка
- 2) Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- 3) Упражнения для развития чувства темпа и ритма
- 4) Упражнения на развитие координации речи с движением
- 2. Ямб:
- 3.2.4. Формирование речевого дыхания
- Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
- 3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
- 3.2.6. Развитие просодической стороны речи
- 3.2.7. Развитие планирующей функции речи
- 3.2.8. Инструментальные методы воздействия
- 1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”
- 3. Работа с модулем “Интонация”
- Б) Использование приемов логопедического массажа при заикании
- 3.3 Воспитание личности заикающихся
- 3.4 Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
- 3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
- 3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
- 3.5. Профилактика заикания
- Профилактика хронификации заикания
- Предупреждение рецидивов заикания
- Памятка(Составители памятки логопеды е.С. Лопотко, л.А. Соколова.) для подростков и взрослых заикающихся, прошедших курс психолого-педагогической реабилитации
- I. Оздоровление нервной системы
- II. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
- III. Работа над речью в домашних условиях
- IV. Основные правила речи
- Глава 4 Организация учебного процесса по курсу “Заикание”
- 4.1 Организация деловых игр
- 4.2 Схема анализа логопедического занятия с заикающимися
- 4.3 Задания для самостоятельной работы
- 4.4. Контрольные вопросы по курсу “Заикание”
- Практический материал, используемый в работе с заикающимися
- Приложение № 1. Приемы активизации невербальных способов общения
- Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых ( н.П. Вербовая, о м. Головина, в.В. Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 4. Парадоксальная дыхательная гимнастика а.Н. Стрельниковой ( и.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.)
- Правило № 3
- Правило № 4
- Приложение № 5. Упражнения для работы над голосом ( н.П. Вербовая, о.М. Головина, в.В.Урнова. Искусство речи. М., 1977.)
- Приложение № 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях ( Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и в.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.)
- Приложение № 7. Логопедический массаж при заикании (Методика логопедического массажа модифицирована е.А. Дьяковой)
- Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
- Основные приемы точечного массажа
- Список литературы