Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.
Наличие гиперефлексии и появление рвотного рефлекса весьма осложняют работу логопеда. В некоторых случаях рвотный рефлекс возникает у ребенка даже при попытках активных артикуляционных движений губами и делает невозможным использование шпателя, зонда. Нормализация рефлекса возможна как психологически, так и физиологически. Психологическая корректировка предполагает снятие страха, напряженности, волнения, расположения ребенка, ласковое обращение, понимание его проблем.
Для снятия рвотного рефлекса логопед проводит специальную тренировку. Опытным путем определяется граница рвотного рефлекса. Вначале на наружной поверхности лица, затем на языке.
Пальцем производят надавливающие движения по направлению от мочки уха к границе рефлекса, затем отступающие движения назад, постепенно граница рефлекса отодвигается. Такие же упражнения с помощью зонда или лучше чайной ложки проводят на языке, начиная с кончика и постепенно раз за разом продвигая к середине и задней части спинки языка, производят поглаживающие или легкие надавливающие движения. Все манипуляции сопровождают спокойной отвлекающей речью. (Сказки про язычок). При возникновении рвоты не ругать, но и не жалеть ребенка. (Нужно быть готовым к появлению рвоты, но не провоцировать ребенка). Не следует заниматься артикуляционными упражнениями непосредственно после приема пищи.
- Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
- Приемы коррекционной работы.
- Затормаживание непродуктивных рефлексов и преодоление гиперефлексии.
- Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.
- Преодоление слюнотечения.
- Обучение регуляции тонуса мышц и произвольному расслаблению.
- Формирование навыков управления дыханием.
- Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
- Артикуляционная гимнастика.
- Особенности работы при бульбарной дизартрии.
- Особенности работы при псевдобульбарной дизартрии.
- Особенности работы при подкорковой или экстрапирамидной дизартрии.
- Особенности работы при мозжечковой дизартрии.