Артикуляционная гимнастика.
Это система специальных упражнений, направленная на развитие определенных мышц артикуляционного аппарата.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых упражнений в сложные артикуляционные уклады.
Артикуляционная гимнастика может быть пассивной и активной. В случаях, когда степень проявления дизартрии выражена, парезы и параличи весьма существенны, ребенок не в состоянии самостоятельно выполнять артикуляционные движения работу начинают с пассивной гимнастики. В этом случае упражнения выполняет логопед с помощью рук, шпателя или логопедических зондов. При проведении артикуляционной гимнастики используется прием подражания, когда логопед показывает и объясняет, а ребенок пытается повторить.
Например, для развития движений мышц рта и круговой мышцы рта можно применять трубочки разного диаметра. Ребенок охватывает трубку губами и старается удержать ее, препятствовать попыткам логопеда вытащить трубку изо рта. Учат ребенка пить через соломинку, удерживать губами леденцы. Также применяют традиционные упражнения для укрепления мышц рта. Эти движения порой представляют огромную трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных пассивных упражнений (когда движения выполняет логопед), тренировки отдельно движений нижней и верхней губы.
При проведении артикуляционной гимнастики обязательно включение зрительного анализатора. Гимнастика проводится сидя перед зеркалом. К выполнению пассивных упражнений можно привлекать ребенка. Постепенно от пассивной гимнастики переходят к активным упражнениям.
Артикуляционную гимнастику с ребенком нужно проводить в игровой форме, подбирать понятные и доступные игровые и подражательные образы, использовать символические рисунки, что помогает запомнить упражнения, вызвать дополнительный стимул и интерес к занятиям. Подбор упражнений всегда индивидуален и зависит от того, какие мышцы и движения наиболее нарушены. Но существует общие принципы:
-
От более простых упражнений к более сложным; от пассивных к активным.
-
Любое упражнение можно разбить на ряд составляющих более простых элементарных. Например, упражнение КОВШИК. Вначале нужно научить удерживать рот в открытом состоянии, язык пассивно лежит на дне полости рта. Затем научить высовывать язык изо рта. Затем, когда эти этапы отработаны научить поднимать и загибать края языка.
-
Постепенное увеличение нагрузки начинают с одного двух, затем прибавляют. Дозировка упражнения должна быть строго индивидуальной и не должна доводить орган до переутомления.
-
Сочетание статических и динамических упражнений;
-
Упражнения вначале всегда выполняются и разучиваются в медленном темпе, по мере необходимости темп увеличивают;
-
Необходимо придерживаться принципа регулярности и системности, последовательности Артикул. Гимн. должна проводиться ежедневно, лучше 2 раза в день утром и вечером. У детей с дизартрией сформированные двигательные навыки быстро угасают, поэтому требуется регулярное закрепление и повторение.
Критерии качества выполняемых упражнений:
-точность движений;
-возможность удержания позы;
-длительность удержания артикуляционной позы;
-темп выполнения;
-
плавность выполнения упражнений;
-
переключаемость
-
возможность перехода от одной позы к другой.
-
симметричность выполнения упражнений;
-
объем движений;
Панченко И.И. разработаны специальные комплексы артикуляционных упражнений для детей с ДЦП и дизартрией см в приложении книги Смирновой И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП» и артикуляционная гимнастика по ХватцевуМ.Е. (в той же книге).
Логопедический массаж.
Постановка звуков при дизартрии.
При дизартрии этот процесс оказывается более сложным и длительным. С точки зрения физиологии – это создание нового условного рефлекса. Если при дислалиях весьма эффективным является способ постановки по подражанию, то при дизартриях чаще используется смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, зондов, специальных приспособлений придает губам и языку ребенка нужную позу. Используют вспомогательные предметы: чайная ложка, соска, палочки различного диаметра, трубочки, детские зубные щетки и др. Приемы постановки и этапы работы те же, что при дислалии. Но особенность заключается в том, что требуется более длительная, кропотливая и систематическая работа по развитию артикуляционной моторики и автоматизации поставленных звуков. Работа по развитию речевой моторики, т.е. арт. гимнастика массаж или элементы массажа на этапе постановки и не прекращают, а продолжают и сочетают.
Процесс звукопостановки и применяемые приемы всегда индивидуальны и требуют от логопеда внимательного анализа причин и характера нарушений.
Часто постановку звуков начинают с гласных звуков, губных, губно– зубных звуков, последовательность постановки звуков при дизартрии чаще определяется не традиционной методикой, а возможностями ребенка, всегда начинают с более простых по артикуляции звуков и более сохранных движений и звуков наиболее поддающихся коррекции. Обязательно перед вызыванием звука нужно отработать различение данного звука на слух.
Не рекомендуется сразу добиваться полной чистоты звучания, отработка и шлифовка проводится длительно, на фоне работы над другими звуками.
Одновременно как правило ставят несколько звуков соблюдая принцип перехода от более простых артикуляционных укладов к более сложным. Правдина О.В. выделяет четыре группы звуков по трудности их произношения:
-
а э м п
-
у о ф в б т д н с з х к г (и их мягкие пары)
-
ц я ю ч
-
ш ж л р
Следует заметить, что у детей часто вызывает проблемы произнесение звука Ы.
Трудность произнесения тех или иных звуков всегда индивидуальна и зависит от того какие группы мышц наиболее нарушены. В некоторых случаях мягкие варианты не вызывают трудностей, а твердые даются с большим трудом, несмотря на сходство артикуляции, что связано с неумением ребенка различать и управлять прогибом или напряжение средней части спинки языка.
В особо сложных случаях логопеды ограничиваются постановкой звуков – аналогов. Т.Е артикуляцию нужно формировать на доступных ребенку движениях, с учетом максимального акустического приближения. Например, возможно использование в речи одноударного звука Р без раската и вибрации, если вызвать вибрирующие движения невозможно (тогда нужно вводить в речь и автоматизировать этот звук). В некоторых случая возможна постановка звука Ш с нижним положением языка, звук акустически очень похожего на звук Ш, но производимого с иным артикуляционным укладом.
При дизартрии звуки ставятся медленно, ступенчато, отрабатывая сначала каждый элемент. Логопед должен хорошо представлять, из каких компонентов складывается артикуляция. Новые компоненты постепенно присоединяются к хорошо отработанным.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА А.
Отрабатывается подача сильной воздушной струи направленной, в ротовую полость и к ней присоединяется мягкая голосоподача.
Для раскрепощения голосового отдела используют прием озвученного выдоха, постепенно усиливая и удлиняя звучания гласного сводя к минимуму придыхательный компонент.
При постановке звука О отрабатывается три компонента : умение удерживать положение губ в округленном состоянии, умение подавать воздушную струю на губы (дутье) и голосоподача. Можно воспользоваться умением произносить звук А и в это время округлять губы как при О (можно вначале руками логопеда).
Включается слуховое внимание на звучании, что стимулирует самостоятельный поиск нужного положения языка.
Звук И базовый для произнесения многих других звуков (С Ть).
Отрабатывается оскал, удержание губ в улыбке (вначале пассивно, затем активно), и отрабатывается удержание кончика языка за нижними зубами. Применяют такой прием, ребенка кладут на кушетку лицом вниз, так чтобы голова свешивалась с кушетки, придерживают лоб рукой, в таком положении язык сам займет нужное положение за нижними зубами.
При постановке губных звуков (П Б) применяют прием механического смыкания губ с одновременным выдохом или дутьем.
При постановке звука Р можно использовать положение ребенка лежа на спине.
- Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
- Приемы коррекционной работы.
- Затормаживание непродуктивных рефлексов и преодоление гиперефлексии.
- Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.
- Преодоление слюнотечения.
- Обучение регуляции тонуса мышц и произвольному расслаблению.
- Формирование навыков управления дыханием.
- Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
- Артикуляционная гимнастика.
- Особенности работы при бульбарной дизартрии.
- Особенности работы при псевдобульбарной дизартрии.
- Особенности работы при подкорковой или экстрапирамидной дизартрии.
- Особенности работы при мозжечковой дизартрии.