3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
Индивидуальность учителя определяет систему его работы, ее оригинальность и эффективность, мотивацию, собственную концепцию деятельности, особый подход к решению педагогических задач, неповторимую манеру общения. Все это определяет такие функции стиля деятельности педагога, как смыслообразующую и системообразующую.
Смыслообразующая функция ИСПД выражается в стремлениях, намерениях, целях, направленности сознания, воли, чувств педагога на что-либо. Становление стиля происходит благодаря особому, универсальному мотиву — оставаться всегда самим собой, делать все более гармоничной свою индивидуальность. Смыслообразующая функция выражается также в особой потребности человека в персонализации (А. В. Петровский). Средством персонализации при этом служат мысли, чувства, знания, умения, способы деятельности, ценностное отношение, художественные образы, акты и продукты творчества и т. д.
Системообразующая функция ИСПД выражается в том, что по мере становления стиля происходит следующее: 1) отдельные свойства индивидуальности педагога интегрируются в гармоничное целое, образуя неповторимое сочетание элементов педагогической культуры; 2) гармонизируются личность и деятельность, закрепляются индивидуально-неповторимые способы выполнения объективных требований к деятельности, улучшаются ее результаты, повышается удовлетворенность профессиональным выбором.
Формирование и самоформирование ИСПД рассматривается на практике как условие, содействующее персонализации личностной индивидуальности учителя. В этой связи есть основание выделить еще несколько функций ИСПД — стимулирующую, компенсаторную, регулятивную, психотерапевтическую, саморазвития, самореализации.
Определенные функции присущи и стилям учебной деятельности учащихся. Нахождение субъективно удобного и конструктивного способа выполнения учебных действий и операций содействует наиболее эффективному развитию и реализации учеником своих возможностей. В этой связи можно выделить две главные функции ИСУД: развивающую и самореализации.
Эффективность развития ИСПД и ИСУД обусловлена полистилистическим характером образовательного пространства учебного заведения, где каждый субъект (учитель и учащийся) является носителем своего уникального стиля деятельности, а педагогическое взаимодействие носит развивающий характер.
По отношению к педагогу полистилистическое образовательное пространство призвано выполнять следующие функции: мотивацию саморазвития, персонализацию, профессиональное самосовершенствование, стимулирование карьерного роста, индивидуализацию стиля деятельности.
В ряду нововведений, способствующих реализации названных функций, выделяется индивидуальное портфолио учителя — одно из средств профессионального саморазвития педагога, представляющее собой систематизацию опыта и знаний, накапливаемых учителем путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности. Структура портфолио, как правило, включает:
1) титульный лист (название учреждения, ФИО педагога, специальность);
2 творческая визитка автора (образование, стаж, категория, профессиональные интересы и кредо, цели профессиональной деятельности, область самообразования);
3) нормативно-правовая база деятельности педагога (государственные правовые документы, инструктивно-методические материалы, план и программа самообразования, критерии оценки уровня деятельности педагога и учащихся и др.);
4) профессионально-педагогическая деятельность и ее результативность (учебные и наглядно-иллюстративные материалы, авторская дидактическая система, результаты контрольных работ учащихся и их участия в конкурсах и олимпиадах, материалы внеурочной деятельности по предмету — программы факультативов и сценарии мероприятий, результаты аттестации учащихся и др.);
5) научно-методическая деятельность (используемые технологии и методики обучения и воспитания, диагностические методики, материалы исследовательских и экспериментальных работ, участие в методических объединениях и инновационных проектах, участие в семинарах и конференциях и др.);
6) оценка профессиональной деятельности педагога (документы — сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты и т. д.; творческие работы педагога — методические разработки, публикации и т. п.; творческие работы учащихся — рефераты, проекты, конкурсные и исследовательские работы и т. д.; отзывы учащихся, администрации, коллег, родителей и др.).
Процесс разработки и ведения портфолио учителем является добровольным и рассматривается как рекомендация, данная ему со стороны администрации школы с целью оптимизации его личностно-профессионального роста.
Полистилистическое образовательное пространство также выполняет ряд функций и по отношению к учащемуся: 1) функцию удовлетворения потребностей (в самореализации, признании и т. д.); 2) культуросозидающую (активное освоение культурных норм); 3) профессионально-ориентирующую (жизненное и профессиональное самоопределение); 4) развивающую (индивидуальная образовательная стратегия); 5) индивидуализации (выбор варианта содержания образования и уровня его усвоения); 6) информативную (интерактивное информационное взаимодействие); 7) функцию посредничества между творчеством и созиданием (на основе рефлексии).
На этой основе в ряду нормативных требований к полистилистическому образовательному пространству можно назвать: личностную ориентированность, синергетичность (от греч. cynergeia — сотрудничество, содружество), вариативность, гармоничность, открытость и динамичность, наличие информационно-деятельностной среды.
Необходимым условием функционирования в школе полистилистического образовательного пространства является личностно-деятельностный подход, под которым понимают организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, способного помочь каждому ученику достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками. Исходя из этого, соблюдение вышеперечисленных нормативных требований, предъявляемых к полистилистическому образовательному пространству, обусловливается реализацией в педагогическом процессе следующих принципов:
□ адаптивности (ориентация на индивидуальные особенности детей, в то же время гибкая реакция на социально-культурные изменения среды);
□ развития (создание школьнику условий для реализации его способностей);
□ психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов и создание в классе стимулирующей творчество атмосферы);
□ смыслового отношения к миру (осознанные знания учеников о мире);
□ ориентировочной функции знаний (опора на различные виды познавательной практико-ориентировочной деятельности школьников);
□ обучения деятельности (обучение учащихся постановке индивидуальных целей и задач деятельности, самоконтролю и самокоррекции деятельности);
□ креативности (развитие у ребенка способностей к творчеству, самостоятельному нахождению решений нестандартных задач).
Реализация этих принципов обеспечивает целостное развитие личности обучающегося по индивидуальной траектории как субъекта жизнетворчества.
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора