3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Согласно современному определению, педагогическая диагностика — подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса (Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. — Минск, 2006).
По мнению М. И. Шиловой, основными объектами изучения в школе могут быть: школьник, классный коллектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом. Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции:
□ определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, группе классов или в целом в школе;
□ установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности школьника;
□ внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса;
□ подтверждение положительных результатов деятельности;
□ прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива);
□ планирование последующих этапов работы.
Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие.
Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных способов организации и построения мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты способностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются следующие направления диагностической деятельности:
□ Диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т. д.).
□ Диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период.
□ Диагностика результатов деятельности педагогов школы.
□ Диагностика успеваемости класса.
□ Диагностика динамики успеваемости ученика.
Задача каждого современного педагога — овладеть основами тестологии. Тестология — теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Учителю-предметнику для эффективного контроля деятельности учащихся необходима целая серия тестов достижений.
В связи с этим учителям важно уметь самим разрабатывать дидактические тесты. В соответствии с методикой составления тестов необходимо:
1) изучить программу по предмету, структурировать материал, составить графы учебных элементов (УЭ);
2) определить объекты контроля, контролируемые учебные элементы (УЭ) — правила, понятия, формулы, алгоритмы, межпредметные связи;
3) определить, для какого вида контроля (текущего, тематического и т. д.) предназначается тест;
4) установить предназначение теста по уровню усвоения, относительно пригодности теста определенному уровню, установить его валидность и доступность;
5) подготовить систематизированную серию вопросов и заданий; на их основе сформулировать серию тестов в количестве 10—12 и более в зависимости от объема контролируемого материла;
6) проверить, соответствуют ли подготовленные вопросы и задания требованиям к тестам (валидности, надежности, определенности, простоты, возможности формализовать ответы учащихся);
7) разработать формы и способы выполнения заданий, ответов на вопросы: устные, письменные, практические, выборочные, конструируемые;
8) подготовить эталоны — точные ответы на вопросы, образцы выполнения заданий по каждой операции;
9) определить методику количественного и качественного анализа материалов тестирования, их обобщения, использования в учебном процессе для целей коррекции;
10) проверить качество подготовленных тестов на небольшой выборке учащихся, по необходимости внести коррективы;
11) подготовить разновариантные билеты с вопросами и соответствующие эталоны к ним; продумать использование технических, электронных и других контролирующих средств.
Тесты используются также при диагностировании профессиональной деятельности педагогов. В этом случае применяют тесты нормативные (позволяющие сравнивать результаты работы различных групп специалистов и проводить аналогию внутри одной группы) и тесты критериально-ориентированные (определяющие уровень владения специалистом знаниями и умениями, необходимыми для решения профессиональных задач),
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора