4. Акмеограмма педагога-инноватора
Центральной фигурой инновационно-педагогической деятельности является педагог-инноватор, который может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Педагог-инноватор — это учитель, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или даже системы обучения, воспитания, контроля и т. д. (В. И. Андреев).
Инновационная деятельность немыслима без развития педагогом своего профессионального мастерства, достижения пика своей профессионально-творческой зрелости. Все это является предметом исследования такой научной отрасли, как акмеология. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б. Г. Ананьевым и развиты А. А. Бодалевым и другими. В России проблемы акмеологии исследует научная школа Н. В. Кузьминой. В Беларуси проблемами акмеологии занимаются Я. Л. Коломинский, Н. В. Кухарев и др. Важнейшая задача акмеологии — разработка методического инструментария, способствующего созданию условий для максимального развития людьми в процессе профессиональной деятельности своих социально значимых и творческих качеств.
Представление о совокупности качеств, необходимых педагогу-инноватору, можно получить на основе акмеограммы — комплекса характеристик уровня знаний, умений, личностных качеств специалиста, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства. Рассмотрим акмеограмму педагога-инноватора (см. таблицу 32, с. 210).
Перечисленные характеристики педагога-инноватора являются своеобразными показателями эффективности его профессиональной деятельности.
Также существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения. По выполняемым функциям выделяются следующие типы инноваторов:
□ антрепренер (руководитель, поддерживающий и продвигающий идеи);
□ генератор идей (выдает в сжатые сроки большое число оригинальных предложений, стремится решать сложные проблемы;
□ привратник (улавливает и перерабатывает свежие идеи, накапливает и передает прогрессивный опыт);
□ модератор идей (критик новой научной информации);
□ аниматор идей (подмечает сильные стороны новой идеи, поддерживает генератора идей).
В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуется новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый.
Оптимальным является прогрессивный тип, который характеризуется постоянным поиском и поддержкой новых идей, глубоко продумывает и анализирует инициативные предложения, тщательно рассчитывает варианты, предвидит возможные результаты.
Таблица 32
Акмеограмма педагога-инноватора | |||||
Объективные характеристики | Субъективные характеристики | ||||
Позиции | Знания | Умения | Индивидуальные | Профессиональ-ные | Акмеологические |
□ Проблематиза-тор; □ исследователь; □ аксиолог; □ методолог; □ проектировщик; □ конструктор; □ программист; □ управленец; □ эксперимента-тор; □ писатель | □ Научные факты; □ научные понятия; □ эмпирические законы; □ гипотезы и идеи; □ научные принципы; □ научные теории и концепции; □ методы исследовательской деятельности | □ Действовать в условиях неопределенности; □ находить нестандартные решения проблем; □ создавать личные концеп-ции обучения и воспитания; □ внедрять новшества | □ Настойчив; □ импульсивен; □ самостоятелен; □ независим; □ активен; □ доминантен; □ радикален; □ экспансивен; □ уверен в себе; □ с чувством личного достоинства; □ бескомпромиссен; □ интеллигентен; □ способен к саморазвитию | □ Точен; □ объективен; □ способен к самореализации; □ сосредоточен; □ динамичен; □ инициативен; □ способен к теоретическому мышлению; □ с высокой приспособляемостью к реальной обстановке; □ аналитичен; □ с высокой внутренней мобильностью | □ Критичен; □ адаптивен; □ оригинален в замыслах; □ спонтанен в действиях; □ способен к выработке идей и концепций; □ склонен к эксперименти-рованию; □ с творческой рефлексией |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое «нововведение»? Какова структура идеальной педагогической инновации?
2. Охарактеризуйте реальные формы инновирования образования.
3. Раскройте сущность понятий «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор», «акмеограмма».
4. Что представляет собой среда нововведения?
5. Охарактеризуйте инновационную деятельность как тип, ее структуру и этапы.
6. Осуществите классификацию типов и видов педагогических инноваций.
7. Приведите примеры инноваций, отражающих прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе.
8. Назовите объективные и субъективные характеристики, представленные в акмеограмме педагога-инноватора.
Глоссарий
□ Нововведение — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей.
□ Идеальная педагогическая инновация — целостный проблемно-ориентированный процесс сопряженных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих (педагогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению качества и эффективности образования.
□ Формы инновирования образования — формы преобразования педагогической действительности: педагогическое исследование, освоение результатов педагогических исследований через практику, внедрение результатов исследований в практику образования, обобщение педагогом собственного опыта работы, распространение прогрессивного педагогического опыта.
□ Инновационный процесс —управляемый процесс создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств в образовании.
□ Инновационная деятельность — деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез.
□ Педагог-инноватор —учитель, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или системы обучения, воспитания, контроля и др.
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора